16.06.2005 Минтранс РФ: будущее российского транспорта - в частно-государственном партнерстве Вчера в рамках IX Петербургского экономического форума прошел круглый стол - «Транспорт и экономический рост», на котором с докладом выступил заместитель министра транспорта РФ А.Мишарин. Большая часть доклада была посвящена проблемам частно-государственного партнерства в данной отрасли. По словам А.Мишарина, общий пассажирооборот всех предприятий транспорта увеличился в 2004 году на 3,9%, а суммарный объем грузовых перевозок вырос 1,8% и превысил 1,17 млрд тонн. Объем переработки грузов в морских портах России увеличился в 2004 году на 23,4% и составил 355,9 млн тонн. Замминистра отметил, что сегодня как никогда стал очевиден вклад транспортной отрасли в показатели экономического роста. Активное участие России в процессах международной экономической интеграции превращает транспорт в один из ключевых факторов обеспечения конкурентоспособности национальных производителей. Говоря о вопросах финансирования отрасли, А.Мишарин отметил, что, согласно финансовому плану Стратегии развития транспорта России до 2010 г., объемы ежегодного участия федерального бюджета не превысят 1% ВВП, что полностью соответствует мировой практике. При этом необходимый объем финансирования транспортной отрасли только на капитальные вложения составляет порядка 600 млрд. руб. в год в ценах 2004 года (т.е. около 4% от ВВП). Поэтому, подчеркнул А.Мишарин, одной из приоритетных задач Минтранса России становится привлечение инвестиций из частных источников. Особое место здесь отводится разработке механизмов государственно-частного партнерства для реализации высокоэффективных проектов, имеющих общегосударственное значение. А.Мишарин сообщил, что Минтрансом на основе регионального и отраслевого мониторинга сформирован перечень «ВИП» (высокоэффективных инвестиционных) проектов. По словам заместителя министра, в данный перечень вошли более 150 крупных проектов, в том числе строительство высокоскоростных авто- и железнодорожной магистралей Петербург - Москва, Западного скоростного диаметра, ЦКАД, мостовых переходов через р.Волгу в Волгограде и р.Каму в Татарстане, моста через Ангару в Иркутске, строительство аэропортов, а также транспортного комплекса Европа-Азия, включающего глубоководный тоннель и наземную инфраструктуру по маршруту Сахалин-Япония. «Здесь мы видим взаимный интерес: государство привлечет ресурсы в развитие своей собственности - инфраструктуры, а частный капитал открывает дополнительную нишу для ведения бизнеса», - сказал А.Мишарин. При этом, по его словам, государство выступает в двух ипостасях: как главный администратор инвестиционного рынка и в роли крупнейшего якорного инвестора. Министерством транспорта проводится работа по улучшению инвестиционного климата в отрасли и повышению её инвестиционной привлекательности, создается комиссия по транспорту в рамках КСИИ (консультативного совета по иностранным инвестициям) в качестве площадки для диалога с зарубежным инвестором. В качестве механизмов взаимодействия с частным инвестором предлагаются: - соразмерное (совместное) финансирование особо значимых проектов транспортной инфраструктуры (прямое финансирование и выдача гарантий), в том числе, участие в уставном капитале управляющей компании; - выпуск обеспеченных государственными гарантиями целевых облигаций или займы; - предоставление права аренды земельных участков прилежащих к объектам транспортной инфраструктуры инвестору; - для коммерчески эффективных, окупаемых проектов можно предложить снижение рисков частного инвестора путем гарантирования обслуживания долга на период строительства объекта или субсидирования процентной ставки (особо социально значимые и не окупаемые проекты могут компенсироваться инвестору после возведения объекта в 100% объеме); - вложения ресурсов пенсионной накопительной системы в транспортные инфраструктурные объекты; - софинансирование транспортной инфраструктуры грузоотправителями или пользователями транспортных услуг; - внебюджетные гарантии, т.е. предоставление права увеличения тарифа или продление срока соглашения в случае отсутствия достаточных для возвратности инвестиций финансовых потоков. А.Мишарин особо отметил, что, как показывает опыт реализации проектов, традиционные формы государственной поддержки в рамках федеральных целевых программ не позволяют получить максимальный эффект от вложения средств, а потому ограничивают возможности взаимодействия с частным инвестором. Поэтому необходимо развитие механизмов государственной инвестиционной политики. «С этих позиций создание в Российской Федерации инвестиционного фонда, как части стабилизационного фонда с целью реализации до 2010 года крупных инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение, представляется чрезвычайно перспективным», - подчеркнул А.Мишарин. По его словам, «идею супермасштабного привлечения инвестиций в социальную инфраструктуру, в том числе в транспортную, мы сможем реализовать только на основе нового института права – концессионных правовых отношений, как это сделал Китай и другие страны АТР». А.Мишарин считает, что для внедрения государственно-частного партнерства и концессий в сфере российской транспортной инфраструктуры необходимо создать дополнительные условия, и, прежде всего, завершить формирования нормативно-правового поля. Необходимо принятие Федеральных законов «О концессионных соглашениях», «О платных дорогах», «О втором международном реестре судов». «Практика ГЧП в практическом плане возможно только при условии внедрения перспективного 3-х летнего бюджетного планирования инвестиционных затрат, позволяющего частному партнеру планировать график инвестиционных затрат», - подчеркнул он. А.Мишарин также отметил, что важнейшим для частного инвестора остается вопрос о земле. «Создана Правительственная комиссия по этим вопросам. Достигнуты договоренности по порядку подготовки решений об изъятии земельных участков в целях реализации транспортных проектов; перечню федеральных агентств, уполномоченных на принятие решения о резервировании и изъятии; стороне соглашения, выступающего от имени РФ собственником земельного участка», - сказал заместитель министра. По его мнению, стоит также обратить внимание на необходимость разработки адекватной методики оценки социально-экономической (общественной) эффективности инфраструктурных инвестиционных проектов. Одним из наиболее перспективных для ГЧП транспортных секторов А.Мишарин назвал платные автомобильные дороги. Для реализации крупных проектов с участием частного инвестора потребуется участие активного национального банка – в качестве партнеров Минтранс рассматривает такие российские кредитные организации как ВТБ, ВЭБ, Сбербанк, Межпромбанк, сообщил А.Мишарин. Для определения кредитной организации по конкретному проекту будет проводиться конкурс между банками. Критерием помимо объемов активов, рейтинга банка станет опыт реализации проектов на транспорте и в смежных отраслях. Намечено также взаимодействие с крупными зарубежными финансовыми организациями и международными финансовыми организациями (ЕБРР, МФК, Дойче Банк). Серия переговоров и встреч, оценки экспертов позволяют оценить возможности привлечения на долгосрочный период (15-20 лет) кредитные ресурсы в объемах от 10 млрд долл. в год, что само по себе окажет положительный экономический эффект, подчеркнул А.Мишарин. По его словам, реальным механизмом стимулирования ГЧП может стать поставленная на регулярную основу практика взаимных согласований осуществляемых инвестиционных программ крупного национального капитала и государства, которая должна осуществляться в рамках формирования средне- и долгосрочных прогнозов и стратегии экономического развития страны. Развитие механизмов ГЧП предполагает расширение использования лизинговых и концессионных механизмов, практики смешанного финансирования инвестиционных проектов и социальных программ. |