15.06.2005  Развитию частной медицины поможет франчайзинг

   
   Спрос на медицинские услуги с течением времени будет активно расти. Частный инвестор, заинтересовавшийся этим сектором экономики, может столкнуться с такими сложностями, как нехватка квалифицированного персонала. Наличие хорошо подготовленного и мотивированного персонала позволяет медицинским учреждениям обеспечивать первоклассное обслуживание своих пациентов. Но найти на рынке труда медперсонал, способный не только качественно оказать врачебную помощь, но и соблюсти достаточный уровень сервиса, не так легко. Нехватка кадров наблюдается не только на уровне линейного персонала, но и на уровне управления. В силу молодости отрасли сейчас очень востребованы управленцы с бизнес-образованием и с опытом работы в частной медицине.
   Открытие компании, специализирующейся на предоставлении частных медицинских услуг, связано с необходимостью получения большого количества разрешений и лицензий. Однако такая политика государства по отношению к предпринимателю вполне оправданна, поскольку речь идет о здоровье людей и цена недобросовестной работы или ошибки может повлечь за собой серьезные последствия как для потребителя, так и для компании, работающей в сфере медицины.
   Отсутствие свободных помещений для открытия бизнеса - проблема, касающаяся не только частной медицины. Первый ряд проходной улицы с удобными подъездными путями и отдельным входом сегодня найти практически невозможно, а если и подворачивается подходящее помещение, то арендная ставка, как правило, там непомерно высока. А частное медицинское учреждение нельзя расположить в первом попавшемся здании: существует целый ряд необходимых норм, которые важно соблюсти, чтобы заведение работало на легальной основе.
   Открытию бизнеса препятствует и высокая стоимость медицинской технологической базы. Например, для открытия стоматологического кабинета предпринимателю нужно инвестировать только в оборудование более $90 тысяч, а для создания собственной диагностической лаборатории - от $1,5 млн.
   Одним из выходом из такой ситуации будет франчайзинг. Компания-франчайзер может решить большинство проблем, с которыми сталкивается частный инвестор при попытке заняться предоставлением частных медицинских услуг, однако ему придется частично пожертвовать своей самостоятельностью. Одними из первых на рынке франчайзинга в области медицины были стоматологические сети, однако участие в таких программах требует значительных инвестиций и не может быть направлено на инвесторов с капиталом до $50 тысяч.
   Из доступных франшиз в качестве примера можно назвать предложение московской "Независимой лаборатории Инвитро" по созданию сети процедурных кабинетов лабораторной диагностики - одного из самых перспективных направлений медицинских услуг.
   При небольших первоначальных инвестициях частный инвестор в среднем за 1,5 года обеспечивает возврат средств и становится владельцем надежного и перспективного бизнеса. Франчайзинг подразумевает взаимовыгодное сотрудничество сторон и не предусматривает необоснованных выплат за передачу франчайзи знаний и "ноу-хау" - непосредственно сами анализы выполняются в лаборатории компании, а франчайзи оплачивают ее услуги со скидкой в 30%. Стоимость расходных материалов и услуги курьерской службы включены в ежемесячные роялти, составляющие $1 тысячу. При заключении франшизного договора платится паушальный взнос. Он составляет $7 тысяч, если получение медицинской лицензии берет на себя "Инвитро", и $6 тысяч, если инвестор будет готов получить ее самостоятельно.
   По оценкам экспертов рынок частной лабораторной диагностики даже в Москве еще далеко не заполнен.
   Иметь собственную лабораторию не по карману большинству частных медцентров Москвы. Вывод напрашивается сам собой: открыть процедурный кабинет, где населению будут оказываться услуги по взятию биологического материала, а сами анализы будут производиться в центральной лаборатории, оснащенной по последнему слову техники, с которой удастся заключить договор на проведение таких исследований. Таким образом, у предпринимателя появится возможность организовать свой бизнес в сфере медуслуг, а у клиента будет шанс получить качественную лабораторную диагностику в удобном для него месте.
   Как правило, больших проблем с поиском персонала не возникает. Система оплаты труда должна включать такие прогрессивные элементы, как выплата единовременных пособий в случае рождения ребенка, на свадьбу и т.п. Чтобы сформировать у потребителя лояльное отношение именно к этому процедурному кабинету, предпринимателю особое внимание придется уделять поддержанию стандартов качества обслуживания, осуществляя контрольные закупки услуг, проверку документации процедурного кабинета и уровня цен.
   Суммарная величина инвестиций в создание процедурного кабинета с учетом ремонта помещения и оформления всех необходимых документов составит $30-35 тысяч.
   Окупаются такие кабинеты через полтора-два года после открытия.
   Гипотетически можно предположить, что у предпринимателя получится договориться с какой-нибудь компанией, проводящей исследования быстро и качественно, но практически здесь выход один - франчайзинг.