10.06.2005  Пермь: активно развивается рынок услуг общественного питания

   На протяжении пяти последних лет оборот общественного питания в Пермской области растет в среднем на 12 процентов ежегодно. Причем если в 90-е годы преимущественно открывались рестораны и дорогие бары, то в последнее время вновь открываемые точки общественного питания ориентированы в первую очередь на потребителя со средними доходами. Активное развитие переживает и рынок недвижимости объектов общественного питания.
   Рынок услуг общественного питания в Перми нельзя назвать насыщенным. Свои кафе, "бистро" и прочие объекты хотят открыть многие.
   Интерес со стороны предпринимателей на приобретение площадей под заведение общественного питания значительно возрос, но пока полностью не удовлетворен.
   В Перми работает около двух с половиной тысяч предприятий общественного Питания, из них 20 ресторанов, 121 кафе, 115 баров и примерно 900 закусочных и столовых. При этом проводимые исследования показали, что за последнее время существенно (на 6 процентов) снизился спрос на общедоступные столовые.
   Это обусловлено несколькими факторами: во-первых, в Пермской области резко возросло количество предприятий "быстрого обслуживания", которые успешно функционируют на рынке. При интенсивной нагрузке они имеют более высокие экономические показатели, чем предприятия универсального типа, так как оборачиваемость посадочных мест более высокая, чем в рядом расположенных столовых. Кроме того, общедоступные столовые имеют низкое качество продукции. Ассортимент там, как правило, не богат.
   Потому при выборе помещения для заведения общественного питания основными факторами являются следующие: покупательная способность населения прилегающего микрорайона, близость предприятий, административных, социально-культурных и учебных заведений, пешеходная и транспортная доступность, наличие достаточного количества парковочных мест.
   Именно поэтому, как правило, максимальный интерес представляют помещения, расположенные в центральной части города, а также на центральных улицах спальных районов. Причем высоким спрос остается как на аренду, так и на приобретение помещений в собственность.
   Минимальное вложение в предприятие общепита (в случае покупки помещения с учетом ремонта и приобретения оборудования) - полтора-два миллиона рублей.
   Самая большая проблема при организации точки общественного питания - выполнить требования контролирующих организаций. Тем не менее в Перми появляются кафе и даже столовые в бывших жилых помещениях. Подобный проект при затратах более двух миллионов рублей при хорошей посещаемости может окупиться за год.
   По мнению самих предпринимателей, будущее общепита - это заведения среднего статуса, то есть ориентированные на людей со средним и даже ниже среднего уровнем дохода. Таких заведений пока мало. Вторая современная тенденция - возрождение национальной кухни по приемлемым ценам: блинные, пельменные.
   Причем специалисты прогнозируют развитие точек общественного питания на окраинах.
   Если у предпринимателя нет денег на покупку недвижимости, то можно взять ее в аренду. Аренда квартиры на первом этаже стоит 700 - 800 рублей за квадратный метр, в центре - 1000 рублей, помещения в престижных местах - до трех тысяч рублей. Предприниматели говорят, что цены хоть и высокие, но помещения под кафе и прочие закусочные себя оправдывают.
   Арендные ставки на помещения, используемые под общепит, за последний год значительно не изменились.