09.06.2005 Консолидация розничного рынка грозит слияниями и поглощениями В среду, 8 июня, в отеле Марриотт Роял Аврора состоялась конференция представителей предприятий розничной торговли на тему "Как управлять розницей?". Об основных тенденциях данного рынка и направлениях стратегического развития сетей супермаркетов в РФ рассказал директор по стратегическому развитию сети супермаркетов Grossmart (Холдинг "Марта") Йозеф Донхаузер. Отмечая основные тенденции глобального рынка розничных сетей, которые в последствии придут в РФ, Й.Донхаузер сказал о том, что они соответствуют условиям глобализации мировой экономики, - "происходит усиление роли торгового оператора, снижение доходности бизнеса, растет популярность гипермаркетов, объемов продаж под собственным брендом". "Макроэкономические показатели России делают внутренний рынок очень привлекательным для иностранных инвесторов - торговых сетей", - считает он. Й.Донхаузер также заметил, что благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, прогнозируемый рост ВВП от 5 до 6% в год и, как следствие, укрепление национальной валюты, рост доходов населения, их покупательской способности, относительно невысокие политические риски в розничной торговле, особенно в сегменте продовольственных товаров, - все это будет определять основные тенденции развития розничного рынка РФ. По мнению экспертов Grossmart, это означает "однозначный приход иностранных ритейлеров; также намечается региональная экспансия московских и питерских сетей, и наоборот, приход сильных региональных сетей в московский регион, кроме этого, будет происходить поглощение и объединение независимых супермаркетов и даже целых сетей". По словам Й.Донхаузера, анализ рынка показывает, что в РФ пять лидеров розничной торговли занимают только 4% рынка розницы. Для сравнения: в Швеции 5 лидеров контролируют до 95% рынка. Поэтому, как считает Й.Донхаузер, в России есть большой потенциал для развития цивилизованной торговли, особенно в регионах, где еще присутствуют открытые рынки, но и они постепенно, под давлением местных властей, будут стремиться быть более цивилизованными. По данным Й.Донхаузера, общий оборот розничной торговли на душу населения в Москве (2004 г.) составил 3710 долларов в год, в Санкт-Петербурге - $1224, на Урале - $1000, в Поволжье - $782, на Юге РФ - 667, в центральном регионе (без Москвы) – $696, на Дальнем Востоке - $926. В 2004 г. общий объем розничного товарооборота в России составил 200 млрд долларов, на 1 млн жителей в столице приходится 42 супермаркета, в РФ - порядка 10, в странах Восточной Европы - 112. По словам Й.Донхаузера, отметилась явная тенденция увеличения количества современных форматных сетевых предприятий торговли в РФ по сравнению с 2003 годом в 2,6 раза. Он также заметил, что на данный момент сети супермаркетов развиваются более динамично, чем гипермаркетов. Предприятий сетевой торговли – гипермаркетов, супермаркетов, сетевых систем дискаунтов и "кэш энд керри" - могло бы быть больше, но их появлению препятствует отсутствие подходящих площадей. Эксперты Grossmart считают, что развитие розничного рынка России будет происходить за счет консолидации методом поглощения и слияния, когда крупные операторы будут поглощать небольшие предприятия сетевой торговли или объединяться. Скорость развития будет зависеть от приоритетов, которые каждый игрок на рынке выберет для себя сам, отметил Й.Донхаузер. А эффективность развития - от умения участников использовать заемные средства: "если западные компании приходят с запланированным финансовым пакетом, то на российском рынке привлекать инвестиции не так просто". Он сообщил о том, что Холдинг "Марта" разместил на внутреннем рынке РФ первый успешный облигационный займ, который будет использован для развития сети Grossmart в регионах. По словам Й.Донхаузера, дальнейшее развитие розничного продовольственного рынка будет сопровождаться приходом иностранных сетей, которые будут поглощать супермаркеты или объединяться со стратегическими партнерами в РФ, возможен и другой вариант - российские компании постараются найти крупного игрока на Западе, который сможет придти со своей структурой и торговой системой. "К началу конкурентной борьбы, когда будет важна эффективность работы, а доходы самого ритейлера будут снижаться, на рынке останется 5-6 игроков, работающих в формате супермаркетов, дискаунтеров, "кеш энд керри", гипермаркетов", - сделал вывод Й.Донхаузер. На конференции также обсуждались вопросы эффективного управления и оптимизации деятельности розничных сетей, управления персоналом, автоматизации предприятий розничного рынка. Опытом работы в этих направлениях поделились представители крупных компаний, таких как сеть аптек "Доктор Столетов", "Метро Кэш энд Керри", "Мосмарт", "Копейка" и др. На вопрос ИА "Альянс Медиа", каковы перспективы участия предприятий малого бизнеса в развитии розничных сетей, директор по HR компании "Мосмарт" Сергей Леонов сказал, что данную сеть гипермаркетов обслуживают около 500 постащиков услуг и 800 поставщиков товаров, причем среди поставщиков услуг преобладают небольшие предприятия. По его словам, политика компании направлена на эффективное управление закупками, операционными расходами, инвестициями, поэтому на каждый контракт на сумму более 10 тысяч долларов в системе электронной торговли каждый год проводится тендер, в котором участвуют малые предприятия. "Небольшие предприятия более гибкие и мобильные, они понимают, что необходимо учитывать особенности клиентов именно нашей сети, поэтому перспективы для них очень большие", - сказал он. Среди услуг, уже сейчас предоставляемых предприятиями малого бизнеса сети гипермаркетов "Мосмарт", С.Леонов назвал обеспечение визуальных коммуникаций в торговых залах, управление подбором персонала, проведение независимых исследований по уровню компетенции сотрудников и др. По его словам, среди поставщиков товаров для сети также есть предприятия малого бизнеса - это компании, которые выполняют заказы на производство различных товаров. Й.Донхаузер на вопрос о перспективах сотрудничества с малым бизнесом ответил, что такие предприятия в ближайшее время ожидает еще большее ужесточение требований к качеству предоставляемых услуг и товаров со стороны сетей супермаркетов, в частности, это касается проведения совместных акций, своевременности поставок. "Так как доходы в связи с конкуренцией на рынке будут снижаться, давление на малый бизнес усилится. Продукция должна поставляться в режиме он-лайн, как можно быстрее", - подчеркнул он. По словам Й.Донхаузера, сейчас при сотрудничестве с малым бизнесом бывают сложности из-за того, что им не выдерживаются сроки поставок, "небольшие производители живут своей жизнью, планируют производство очень часто интуитивно, а в супермаркетах должна быть отлаженная система работы". Он также заметил, что в перспективе малый бизнес сможет перейти на аутсорсинг с супермаркетами, смешанный мерчендайзинг. "Армию малых поставщиков мы, естественно, не можем допустить в магазин, чтобы каждый свою полочку наполнял. Поэтому малым предприятиям следует готовиться к давлению сетей, если они хотят участвовать в их работе, особенно это касается качества предпродажной подготовки товаров", - сказал в заключение Й.Донхаузер. |