https://xorekmebel.ru кровать двуспальная с матрасом недорого купить.

07.06.2005  Редакторов научат торговать

   Решать, какие книги печатать, с какими авторами сотрудничать и даже как рекламировать продукцию, в одном из крупнейших российских книжных издательств “ЭКСМО” теперь будут не маркетологи и специалисты по продажам, а редакторы. Издательство кардинально меняет систему управления, чтобы преодолеть “болезни роста”.
   Российский книжный рынок приближается к насыщению, считает генеральный директор “ЭКСМО” Олег Новиков. А гендиректор конкурирующего издательства “Олма-Пресс” Игорь Ельченинов и вовсе уверен, что книгоиздательский рынок страны столкнулся с кризисом перепроизводства. Российские издатели каждый год выбрасывают на рынок более 100 000 наименований, спрос же ниже в 3-4 раза, утверждает Ельченинов. Перепроизводство, по его мнению, — результат нескольких факторов. Во-первых, это низкая стоимость входа на книжный рынок (чтобы напечатать книгу, достаточно $5000) и, как следствие, чрезмерное количество издательств — их в нашей стране более 6000. Во-вторых, малая пропускная способность книжной розницы. В регионах пока очень мало книжных торговых точек открытого типа (устроенных по принципу супермаркета), а они в расчете на квадратный метр вмещают на 35% книг больше, чем классические книжные магазины. “Рынок перенасыщен дешевой литературой”, — соглашается с Ельчениновым Олег Бартенев, финансовый директор издательства АСТ.
   Рост конкуренции подталкивает “ЭКСМО” к реформе внутренней системы управления, считает Новиков. Требует этого и размер компании, контролирующей сейчас больше 10% отечественного книжного рынка. “Управлять стремительно разрастающимся бизнесом из одного центра стало практически невозможно”, — говорит гендиректор “ЭКСМО”. Несмотря на стремительный рост бизнеса, деятельность всего издательства до последнего времени зависела всего от нескольких топ-менеджеров, которые принимали не только стратегические, но и операционные решения — вплоть до выпуска каждой конкретной книги, рассказывает Новиков. В свое время “концентрация власти” позволяла издательству оперативно реагировать на изменения рыночной ситуации и стремительно развиваться, но сейчас она приносит компании потери, ведь один человек не может принимать решения о выпуске тысяч книг. Готовясь менять управленческую структуру издательства, Новиков исходил из задачи увеличить объем продаж “ЭКСМО” к 2009-2010 гг. вдвое, а рыночную долю довести до 12%.
   Консультанты предложили собственникам “ЭКСМО” несколько вариантов реформы управления. В конце концов было решено пойти “от продукта”, рассказывает Новиков, — и центрами принятия решений стали редакции. В “ЭКСМО”, как и в остальных крупных издательствах, разными сегментами книжного рынка — например, женскими романами и фантастикой — занимаются отдельные редакции. В издательстве решили, что специалистов по узкому книжному сегменту проще обучить маркетингу, продажам и производству, чем заставить маркетолога выучить особенности работы со всем гигантским ассортиментом издательства.
   Теперь вместо редакций должны появиться дивизионы, отвечающие за широкие сегменты рынка — например, взрослую развлекательную литературу, уточняет Ованесов. А уже внутри дивизиона появятся подразделения, соответствующие конкретным рыночным нишам — детективам, женским романам, фантастике и пр. Руководители дивизионов начинают отвечать за весь процесс создания книг — работу с авторами, печать, художественное оформление и пр., а также за финансовые результаты (объем продаж, прибыль, долю издательства в соответствующем сегменте книжного рынка).
   Полномочия централизованной маркетинговой службы были существенно сокращены. Решение оперативных маркетинговых вопросов (например, о тиражах или дизайне обложки) передали в редакции, выкладку книг в магазинах доверили дирекции продаж, а реклама книжных серий, PR авторов книг, а также аналитика и исследования остались централизованными.
   Фундамент для такой реформы есть, считает Новиков. В “ЭКСМО” редактор до сих пор отвечал за весь процесс создания книги, а его деятельность всегда оценивалась по объему продаж. Но теперь редактор принимает решения и о самом выпуске книги, а также начинает отвечать не только за продажи, но и за остальные финансовые показатели. Редакциям уже давно приходилось брать на себя ряд маркетинговых функций, говорит один из ведущих редакторов “ЭКСМО”. “Из-за увеличения структуры и передачи ряда полномочий на следующий уровень может снизиться скорость принятия решений, что способно привести к временным операционным потерям”, — признает Новиков. “Пока компания полностью не перейдет на новую систему управления, следует быть готовым к общему спаду темпов роста”, — добавляет Ованесов.
   Опасения Новикова и Ованесова не беспочвенны. Перестройку из централизованного издательства в холдинг уже второй год ведет “Олма-Пресс”. Теперь каждая редакция наделена функциями “самостоятельного мини-издательства”, занимается выпуском узкого ассортимента книг, а руководитель отвечает за конечный результат, объясняет Игорь Ельченинов. За время перестройки 60% роста оборота издательства сначала превратились в 15%, а в прошлом году упали до нуля.
   Издательство АСТ начало менять систему управления несколько раньше. Сейчас оно представляет собой корпорацию из более чем 30 юридически независимых издательств, в которой нет жесткого централизованного управления, объясняет Олег Бартенев. Между издательствами АСТ заключены как формальные, так и неформальные договоры — например, не переманивать друг у друга авторов, придерживаться своего сегмента рынка и пр. Но продает книги и заказывает их издательствам единый департамент оптовых продаж. “Он заказывает тиражи и ассортимент, занимается продвижением авторов и книг, реализует продукцию по региональной сети, анализирует рынок. Оптовик также финансирует выпуск книг, — объясняет Бартенев и добавляет: — Можно выпустить книгу гениального автора, но без сбытовой сети она так и будет пылиться на складе”.