07.06.2005  Средний бизнес «распробовал» интеллектуальный консалтинг

   В настоящее время впервые за несколько последних лет в России наблюдается устойчивый рост спроса на услуги профессиональных консультантов.
   Дело в том, что финансовый кризис 1998 г. принес не только минусы, но и немалые плюсы российскому бизнесу. Очень многие отечественные компании тогда прибегали к услугам профессиональных консультантов, чтобы грамотно распорядиться внезапно возникшими конкурентными преимуществами и повысить эффективность бизнеса в благоприятных экономических условиях. Но постепенно положительный эффект девальвации сошел на нет, и из-за возрастающей конкуренции эффективность бизнеса начала падать. В результате сегодня мы наблюдаем новую волну обращений бизнесменов в консалтинговые компании – теперь уже за услугами так называемого интеллектуального или стратегического консалтинга.
   Управляющий директор PRADO Управленческое консультирование (подразделение PRADO Банкир и Консультант) Александр Кузьмичев считает, что в настоящее время российский консалтинговый рынок еще не сформировался, однако в ближайшем будущем его ждет бурный рост – в том числе за счет клиентов из малого и среднего бизнеса.
   «С моей точки зрения, российский рынок консалтинга вообще пока не структурирован, - утверждает А.Кузьмичев. - На нем еще не сложились основные игроки, основные доли». Несмотря на то, что все большее число компаний уделяют особое внимание направлениям интеллектуального консалтинга, общий уровень предложений в этом сегменте пока невысок.
   «Если же говорить о том, что предлагается и за что платятся деньги, то в принципе клиенты готовы платить за две вещи, которые достаточно взаимосвязаны, - считает А.Кузьмичев. - Первое – это повышение стоимости бизнеса. Многие крупные и средние компании сейчас стали задумываться о выходе на фондовые рынки, встал вопрос об их превращении в публичные компании, и поэтому стоимость своего бизнеса сейчас многих волнует. Второй момент – это повышение эффективности бизнеса. Оживление российских компаний, которое было вызвано 1998 г., постепенно уходит в прошлое. Рынки насыщаются, места у игроков становится все меньше и меньше, им приходится конкурировать».
   По его словам, актуальности вопросу повышения эффективности добавляет и предстоящее вступление России в ВТО, которое сейчас в любой отрасли вызывает опасение за будущее с точки зрения того, насколько компании окажутся конкурентоспособными с приходом западных игроков.
   Поэтому, считает А.Кузьмичев, объем спроса на услуги интеллектуального консалтинга будет возрастать.
   «Потенциальным потребителем этих услуг является весь бизнес, - сказал он. - Здесь я выделил бы три категории клиентов. Первая – это крупный российский бизнес. Его специфика – это четкая граница между собственниками компании и топ-менеджерами. В основном это крупные публичные компании, которые работают не только в России, но и на международных рынках, и в основном потребляют услуги западных консалтинговых компаний.
   Вторая категория клиентов – это средний российский бизнес. Здесь чаще всего собственник является топ-менеджером, и все решения принимаются им. Третья категория – это мелкий бизнес, который, если говорить откровенно, просто не имеет денег на то, чтобы пригласить консультантов для осуществления полноценного проекта».
   Исходя из этой ситуации, происходит структуризация консалтинговых услуг, пояснил А.Кузьмичев. Часть компаний стремится работать с крупными предприятиями, что выгодно с экономической точки зрения. Большая же часть российских консалтинговых фирм работает со средним бизнесом по реструктуризации, повышению его эффективности, либо по подготовке выхода на фондовый рынок.
   «Если говорить о рынке в денежном выражении, то из-за закрытости оценить его объем сложно. Но я думаю, что годовой объем российского рынка консалтинга – это сотни миллионов долларов», - сказал эксперт.
   В настоящее время, по словам А.Кузьмичева, на рынке одновременно идет процесс формирования универсальных компаний и, в то же время, происходит специализация консультантов, выделяются компании-специалисты в узких областях.
   «Вначале рынок одновременно будет двигаться в разные стороны, а затем начнет происходить консолидация на уровне поглощений и образования конгломератов IT-специалистов, экспертов в области управленческого консультирования, финансистов и т. д. В результате в ближайшие 3-5 лет будет наблюдаться рост и раздел рынка между основными игроками», - утверждает А.Кузьмичев.
   «Я думаю, что и малый бизнес тоже потихоньку начнет подтягиваться, - сказал он. - Может быть, это будет не интеллектуальный консалтинг, но тем не менее. Например, сейчас я и мои сотрудники читаем лекции и проводим открытые семинары по различным направлениям бизнеса, и около 70% слушателей, которые к нам приходят, – это представители малого бизнеса, которые хотят понять и освоить методологию, а потом самостоятельно с минимальным привлечением консультантов ее применять у себя в компании. С моей точки зрения это достаточно перспективная практика. Многие компании – и PRADO в том числе – успешно развивают направление тренингов».