07.06.2005 Санкт-Петербург: лидерами спроса на рынке купли-продажи малого и среднего бизнеса являются автостоянки, автомойки и автосервисы Рынок купли-продажи действующих предприятий находится в стадии формирования. Ежегодно его объем, как минимум, удваивается. Продавцов предприятий можно поделить на две большие группы. Во-первых, это предприниматели, которые не могут или не желают продолжать свое дело, например, из-за достижения пенсионного возраста или переезда на другое место жительства. Хотя последний мотив встречается крайне редко, в отличие от западных стран. Вторая группа продавцов - бизнесмены, которые мотивируют свое решение усталостью от предпринимательской деятельности. За этим аргументом могут скрываться несколько причин. Одна из них - снижение прибыльности компании или ее убыточность. Бизнес-брокерам часто приходится работать с такими предприятиями. Успешность их продажи во многом зависит от того, насколько посредник, подготавливая сделку, сможет наладить бизнес и повысить его стоимость. Другой повод продажи бизнеса - необходимость привлечения средств. Сегодня банки, как правило, отказываются кредитовать бизнес, они кредитуют активы. В результате, если компания генерирует прибыль, надежна и стабильна, но невелика, у нее нет достаточных для залога активов, а значит, нет и возможности привлечь кредит для качественного скачка в развитии. Следующая причина - нехватка времени для управления компанией. Речь в основном идет о предпринимателях, которые на заре своего бизнеса развили сразу несколько направлений и теперь намерены продать какое-то из них, потому что оно стало менее доходным или же оттягивает ресурсы компании и в финансовом плане нездорово на нее влияет. Тех, кто покупает предприятия, тоже можно разделить на две большие категории. Во-первых, это профессиональные инвесторы. Зачастую они владеют успешным бизнесом и ищут варианты расширения или усиления своей компании, если речь идет о покупке кого-то из конкурентов. В последнем случае инвестор не только приобретает новые активы, но и захватывает дополнительную долю рынка. К профессионалам можно отнести и топ-менеджеров крупных корпораций, которые либо создают "запасной аэродром", либо вкладывают деньги в необременительный бизнес, не требующий особого внимания. Сегодня на этот рынок выходят инвестиционные компании и фонды, которые ищут новые области для вложения средств. В частности, они готовы аккумулировать деньги своих клиентов и инвестировать их в малый и средний бизнес, чтобы затем перепродать его или получать прибыль от текущей деятельности. Довольно широкий круг инвесторов - непрофессионалы. К ним можно отнести начинающих предпринимателей или домохозяек, которые ищут занятие для души. Они, как правило, рассматривают целый набор вариантов, чтобы выбрать бизнес, отвечающий их навыкам и складу характера. Сегодня количество заявок на покупку бизнеса примерно вдвое превышает объем имеющегося предложения. Проблема заключается в том, что структуры спроса и предложения во многом не совпадают как по ценам, так и по требованиям, предъявляемым к качеству товара. Лидерами спроса в нише малого и среднего бизнеса остаются автостоянки, автомойки и автосервисы. Наименьшим спросом в Петербурге пользуются компании, работающие в области СМИ и издательской деятельности. Наиболее ликвиден бизнес, имеющий сравнительно небольшую стоимость и понятный практически любому инвестору (те же автосервисы, салоны красоты, видеопрокаты и т.п.). Наименее ликвидны промышленные предприятия, особенно отягощенные нефункциональными активами. Зачастую на базе еще советских заводов действуют довольно эффективные и рентабельные бизнесы, но "лишняя" недвижимость и земля, устаревшее оборудование, объекты социальной инфраструктуры и т.п. вынуждают компании поднимать цену на свою продукцию. В данном случае стоимость бизнеса будет зависеть прежде всего от этих обременений, а не от способности фирмы генерировать прибыль. В отдельную категорию сделок можно вынести реализацию франшиз. Это направление развивается очень бурно. Поскольку франшизы - товар, специально созданный для продажи инвесторам, они, как правило, имеют оптимальное соотношение между ценой и качеством. |