07.06.2005  Малые предприятия востребованы на рынке продаж готового бизнеса

   В 2004 году объем предложения на российском рынке малых и средних предприятий увеличился по сравнению с 2003 почти вдвое. На продажу было выставлено свыше 5000 компаний. Число заключенных сделок выросло более чем в три раза.
   При этом средняя доходность инвестиций в приобретение действующего бизнеса несколько снизилась (до 65% годовых), а стоимость предприятий возросла. Это позволяет сделать вывод о том, что риски инвесторов снижаются, они уже не рассчитывают вернуть вложения за год, а ориентируются на долгосрочное развитие приобретенных фирм.
   Больше всего предложений о продаже бизнеса в 2004 году поступило из сферы торговли.
   В основном они касаются небольших магазинов, однако постепенно увеличивается и активность владельцев торговых сетей и отдельных супермаркетов. По прогнозу, в 2005 году на продажу будет выставлено не менее 180-200 супермаркетов в разных регионах РФ.
   Почти 85% торговых объектов, представленных на рынке, расположены в Москве. Отдельный сегмент - оптовые торговые фирмы, имеющие эксклюзивные права на те или иные товарные группы (прежде всего, дистрибьюторы товара non-food). На рынке появилось около 30 подобных предложений, все они вызвали большой интерес у инвесторов. Однако сделки с такими компаниями идут довольно медленно из-за высоких рисков вложения средств, для минимизации которых используются длительные процедуры вхождения в бизнес.
   На втором месте по объему предложения - сфера сервиса и услуг. Очевидные лидеры в этой группе - туристические фирмы. В 2004 году до 30% предложений об их продаже поступило от различных сетей. Лучше всего турбизнес покупают летом. В результате на рынке возникает устойчивый дефицит, а в остальное время года, напротив, наблюдается переизбыток предложения.
   Кроме того, инвесторам было представлено большое число автосервисов. Этот бизнес перешел из разряда дефицитных в категорию широко распространенных.
   По объему предложения тройку лидеров замыкают производственные компании. Лишь 30% представленных проектов располагаются в Москве и Московской области, остальные - в регионах. Чаще всего на продажу выставляются пищевые производства и предприятия, специализирующиеся на ТНП. Кроме того, в 2004 г. увеличилось предложение инжиниринговых фирм, которые разрабатывают наукоемкую продукцию, организуя последующее производство на условиях субконтракта.
   К концу года значительно выросло количество телекоммуникационных компаний, выставленных на продажу.
   Около 50% всех предложений приходится на Москву. При этом в 2004 году регионы значительно усилили свои позиции. Наиболее динамично растет рынок готового бизнеса в Петербурге (более 240% в год), следом идут Краснодарский край (210%), Саратовская (190%), Омская (180%), Нижегородская (190%) и Ростовская (120%) области.
   Одна из наиболее значимых тенденций года - рост стоимости сделок. Во-первых, на рынок поступает все больше предложений о продаже среднего бизнеса (например, крупные холдинги продают непрофильные активы), во-вторых, снижаются риски инвестиций.
   Наиболее востребован по-прежнему малый бизнес. Так, спрос на салоны красоты во второй половине 2004 г. вырос почти на 200%. Очень высокими темпами увеличивается интерес к компаниям, оказывающим услуги для бизнеса, - более 700% за год. Наиболее ликвидными предприятиями этой сферы сейчас являются архитектурные бюро, спрос на которые почти в 40 раз превосходит предложение.
   Наибольший интерес как у столичных фирм, так и у провинциальных инвесторов традиционно вызывают московские компании. С другой стороны, все чаще московские холдинги, строящие единые производственные и сбытовые цепочки, приобретают региональные предприятия.
   В 2004 году более чем на 300% вырос спрос на фирмы, оцененные в $0,5-1,5 млн; интерес к компаниям, стоящим $1,5-5 млн, увеличился более чем на 200%. Низшая ценовая группа, напротив, не смогла привлечь большого числа новых инвесторов (рост спроса в этом сегменте не превышает 70%). Все больший интерес у инвесторов вызывают средние компании. Именно их готовы приобретать крупные холдинги. Зачастую они рассматривают варианты покупки не одного, а сразу нескольких предприятий. Так, производители мебели готовы инвестировать в покупку леспромхоза и завода ДСП. Очевидно, что число таких комплексных заказов будет расти.
   На рынке усиливается довольно парадоксальная тенденция. С одной стороны, все меньше предприятий продается "своим людям", с другой - бизнес-брокеры все чаще используют закрытые механизмы работы. Например, до 50% новых предложений не фигурируют в открытых источниках. Сведения о них поступают напрямую заинтересованным инвесторам.
   Рынок готового бизнеса в 2005 году продолжит свой рост, который, скорее всего, превысит 150-180%. При этом сохранятся основные тенденции, связанные с повышенным спросом на эффективные предприятия и с увеличением сумм сделок (в среднем до $1,1-1,3 млн). По прогнозу уже в этом году 5-7% покупок будет происходить с привлечением кредитных ресурсов. Кроме того, собственники чаще станут рассматривать вариант продажи фирм в рассрочку.
   Еще одна базовая тенденция - увеличение продолжительности сделок. Это связано с поэтапной передачей бизнеса, позволяющей минимизировать риски приобретателя. В 2005 году большинству собственников стоит рассчитывать на довольно долгий проект по слиянию/поглощению.
   Большинство новых предложений о продаже будет поступать из-за пределов Москвы и Московской области. В столице темпы роста рынка значительно замедлились уже в 2004 году. Очевидно, что ликвидность региональных фирм возрастет. Если два года назад на продажу шли в основном складские комплексы и умирающие промышленные предприятия, то сейчас провинциальные активы становятся все более прибыльными и привлекают большое число потенциальных приобретателей.
   Инвесторы все чаще не ориентируются на то, что уже имеется в продаже, а формируют конкретные заявки по поиску компании-цели. Рост подобных заказов в 2004 году составил 300%. Очевидно, что эта тенденция продолжится и в 2005 г.
   Впрочем, возможны и неожиданности. Молодой рынок готового бизнеса до сих пор подвержен непрогнозируемым флуктуациям: появление в продаже конкретной фирмы может привести к продолжительному всплеску интереса к определенному типу компаний. Напротив, возникновение каких-то негативных слухов способно спровоцировать падение спроса на те или иные предприятия.