06.06.2005  Инноваторам и инвесторам бывает нелегко договориться

   Ученым и бизнесменам непросто найти общий язык. Победивший в прошлом году на ежегодном Конкурсе русских инноваций физик Мартын Нунупаров так и не увидел $2,5 млн, которые собирался вложить в его проект фонд “Система Венчур” (входит в АФК “Система”). Участники рынка инноваций говорят, что венчурные инвесторы и изобретатели не испытывают доверия друг к другу.
   В минувший четверг состоялся финал четвертого Конкурса русских инноваций, организованный журналом “Эксперт”. Однако выигравший год назад Гран-при конкурса Мартын Нунупаров не получил $2,5 млн, которые ему пообещал генеральный партнер конкурса “Система Венчур”. Мартын Нунупаров представлял пьезоэлектрический конвертер — элемент, позволяющий делать беспроводные выключатели, дверные замки, калькуляторы и брелоки для автомобильной сигнализации, питающиеся электричеством от нажатия на кнопку.
   “Я пришел в "Систему" через два дня после конкурса и услышал, что получу инвестирование — но не лично, а на проект, — вспоминает Нунупаров, — и только если отдам все патенты”. Он уточнил, что взамен ему предложили пакет акций компании, которая занялась бы производством электроники на пьезоконвертерах. Однако изобретатель испугался, что лишится вообще всех прав на изобретение, если компания обанкротится.
   Президент “Системы Венчур” Дмитрий Рототаев говорит, что изобретателю предложили в качестве приза возглавить производство. “Но он был связан обязательствами с иностранными компаниями по своей технологии, — утверждает он, — и Нунупарова наше предложение не устроило”. Теперь “Система Венчур” стала осторожнее и начала проверять всех претендентов на наличие обязательств перед зарубежными компаниями, говорит Рототаев. Нунупаров возражает, что готов был поделиться авторскими правами — но только на технологию беспроводных включателей света, которые он и предложил выпускать “Системе”.
   Эта история абсолютно типична, считает директор по инвестициям “Русских технологий” (венчурный фонд, входит в “Альфа-групп”) Владимир Бернштейн. По его словам, все венчурные фонды требуют от изобретателей переуступки всех прав на изобретение компании, в которую они инвестируют.
   “В правилах четко прописана ситуация с банкротством так, чтобы изобретатель не остался ни с чем, — пояснил Бернштейн, — но переуступка всех прав компании — стандартное требование, мы бы тоже его выдвинули”.
   Артем Юхин, один из основателей и директор по технологиям венчурной компании A4Vision, уже привлекшей $30 млн инвестиций, считает, что необычной была сама идея “Системы Венчур” войти в проект всего через три дня после того, как компания о нем узнала. “Опыт показал, что неправильно смешивать публичную деятельность в рамках конкурса по пропаганде инновационных проектов и переговоры между инвестором и разработчиком, — рассказывает руководитель Конкурса русских инноваций Дан Медовников. — Переговоры — очень личный процесс”. Он добавил, что в 2005 г. все победители получают обычные призы.
   Венчурный рынок в России только начинает развиваться, и его участники не доверяют друг другу, признает управляющий директор Delta Private Equity Partners Кирилл Дмитриев. По его словам, изобретатели боятся лишиться своих разработок — а венчурные фонды считают, что их деньги представляют большую ценность, чем изобретения. По его словам, изобретателям следует привлекать для переговоров с фондами бизнесменов-друзей, которым они полностью доверяют.