06.06.2005 Москва: бизнес в тени Кремля Руководство Московского Кремля продолжает изобретать новые способы привлечения туристов и выкачивания из них денег. Недавно была запущена новая программа: торжественная церемония развода пеших и конных караулов. Однако вокруг Кремля уже давно действует целая индустрия другого «развода», которая приносит ее участникам немалые прибыли. В любую погоду в самом сердце Москвы, на Красной площади, толпы народа. Большинство из них – туристы. Здесь и провинциалы, которые с любопытством озираются по сторонам, и иностранцы, которые торопливо семенят за усталым гидом, и проводники поездов дальнего следования, и группы школьников. «Здравствуйте, вас приветствует телекомпания НТВ», – мужчина с новенькими полиэтиленовыми пакетами обращается к проходящей мимо женщине средних лет с ребенком на руках. Та останавливается и в замешательстве смотрит на приветливого «телевизионщика». Тот же показывает ей пластиковую карточку – удостоверение сотрудника телеканала. «Вы ведь смотрите наши программы?» – спрашивает он, улыбаясь. Женщина оживляется – конечно, она смотрит и сериалы, и ток-шоу, и новости. «Сейчас нас снимает скрытая камера. Вы можете улыбнуться и помахать рукой – на вас смотрят миллионы телезрителей. Камера во-о-о-н там», – мужчина машет рукой в неопределенную сторону. Дальше разговор идет легко и непринужденно. По ходу беседы выясняется, что у телеканала юбилей, и по этому случаю телевизионщики проводят «акцию доброй воли». Выходят в центр города и совершенно безвозмездно раздают всем прохожим подарки. В каждом «подарочном пакетике» имеется набор мелкой бытовой техники и кухонной утвари. Когда вы, счастливый, уже собираетесь уходить, выясняется одна маленькая, но важная деталь: за этот подарок нужно все-таки заплатить некий налог, «символическую сумму» в две-три тысячи рублей. Удивительно, но люди платят. И еще радуются выгодному приобретению. Им невдомек, что реальная стоимость этого подарка раза в два ниже суммы «налога». И что надпись Sanussi вместо известного бренда Zanussi на электрочайнике не предвещает ничего хорошего. Странно, но милиционеры, которые в двух шагах активнейшим образом проверяют документы у прохожих нерусской национальности, на «телевизионщиков с пакетами» не обращают вообще никакого внимания. Да и те соседством с милицейским патрулем явно не тяготятся. «Где вы там видели мошенников? – удивился Юрий Квасников, начальник ОВД «Китай-город», на территории которого и находится Манежная площадь.. – Мы уже неделю как всех разогнали. Ни одного нет! За последние пять месяцев наши сотрудники задержали примерно двести человек. Москвичей среди них почти нет. В основном это гости из Белоруссии. Все они продавали мелкую бытовую технику прямо на Манежной площади. Мы их и привлекли за несанкционированную торговлю. Но доказать мошенническую деятельность практически невозможно. Ни одного заявления от обманутых граждан не поступало. Только звонят в службу «02» и жалуются, а заявления писать отказываются». Почему целых пять месяцев в самом центре Москвы обманывают гостей столицы, начальник ОВД объяснить не смог. Юристы тоже говорят, что привлечь «телемошенников» к ответственности непросто. «Дело в том, что мошенничество – это хищение денежных средств или имущества путем обмана или злоупотребления доверием, – объяснил адвокат агентства «Князев и партнеры» Александр Арутюнов. – И обман, и злоупотребление доверием здесь, несомненно, есть, но хищения никакого не происходит. А происходит обмен товара на деньги, то есть торговля. С обывательской точки зрения они, конечно, мошенники. Но с юридической – нет. С милиционерами же они наверняка «договариваются». Хотя подать на них в суд можно. Ведь они нарушают права потребителя – выдают плохой товар за хороший. Но сперва надо установить личность того человека, который продал вам товар. А вот это проблематично». Впрочем, есть яркий пример того, как инициативная группа граждан сумела-таки вытеснить «людей с пакетами» с правительственной территории. Победили мошенников Ленин и стрельцы. «Ленин» – это двойник Ильича, а «стрельцы» – переодетые в соответствующую униформу мужики, целыми днями стоящие у входа в Исторический музей. Ведь долгое время телемошенники торговали своим барахлом уже на территории Красной площади, за Иверскими воротами. Однако они явно перебивали бизнес Ленину и стрельцам, которые неплохо зарабатывают, фотографируясь с туристами. В результате обиженные фотомодели просто выгнали «пакетчиков» за ворота, пообещав жуликам большие неприятности в случае их возвращения. Сработало. Однако «телевизионщиками» список жуликов всех мастей, действующих буквально на глазах у президента, отнюдь не исчерпывается. В Государственном Кремлевском дворце, расположенном внутри Кремлевской стены, выступают, как правило, самые пафосные звезды шоу-бизнеса. Около касс, расположенных у погоревшего Манежа, а также рядом с очередью «обилеченных» меломанов в Александровском саду перед каждым концертом толкутся местные барыги. Билетных спекулянтов у Кремлевской стены гораздо больше, чем около других концертных площадок столицы. Делятся они на две категории. Одни кричат: «Билеты на концерт недорого!» Вторые – прямо противоположное: «Лишнего билетика не остается?» – подогревая таким образом ажиотаж вокруг предстоящего представления. Всех тружеников, занятых продвижением культуры в массы, наверняка знают в лицо как в местном ОВД, так и в кремлевских кассах. Некоторое время назад в помещении касс даже появился специальный «антиспекулятивный» милиционер, который, впрочем, носа не совал на улицу, где в это время бойко шла «левая» торговля. Теперь убрали и этот пост. Видимо, чтобы фуражка не краснела. Еще одна услуга, оказываемая прикремлевскими «культмассовыми работниками», – проход на концерт без очереди. Услуга очень актуальна, особенно если учесть, что очередь на самые популярные концерты растягивается по всему Александровскому саду, вплоть до Боровицких ворот. Молодой человек возьмет с парочки зрителей «всего лишь» рублей 500, подведет парочку к началу очереди и просто проводит взглядом. С таким же успехом ту же операцию может проделать любой из ваших знакомых. Милиционера поблизости не бывает никогда, а сотрудники кремлевской охраны, которые «принимают» зрителей и проверяют их металлоискателями, вмешиваться в происходящее не могут, поскольку Александровский сад – не их территория. Концерты в Кремле породили и относительно легальный бизнес. Пройти внутрь даже с небольшой сумкой вам не удастся. Демонстрировать отсутствие в ней бомбы абсолютно бесполезно: военнослужащий обязательно отправит вас в камеру хранения в Александровском саду. Камера хранения – предприятие исключительно независимое в части, которая касается сбора денег. 30 рублей с вас возьмут за малогабаритную сумку, за рюкзак – уже 60 и так далее. Откуда взялись именно эти расценки, неизвестно. Обеспечивать зрителя бесплатной камерой хранения ни организаторы концерта, ни тем более комендатура Кремля не торопятся. По словам начальника ОВД «Китай-город» Юрия Квасникова, ничего нельзя поделать и с попрошайками, которые к Кремлю ходят, как на работу. Хотя почему «как»: выклянчивая деньги возле главной столичной достопримечательности, «нищие» зарабатывают не хуже топ-менеджеров крупных компаний. Особенно удачное место – подземный переход от Варварки на Красную площадь, к храму Василия Блаженного. Здесь проходит маршрут туристов, в основном иностранных – переход напрямую ведет от стоянки туристических автобусов. Попрошайки-цыгане дежурят здесь и днем, и ночью. Но и здесь у милиционеров есть аргументы: мол, привлечь их к ответственности за то, что они стоят с протянутой рукой, невозможно. Даже если не добираться до Лубянки сквозь ряды проституток и наркодилеров, все равно криминальный портрет окрестностей Кремля получается ярким и полноцветным. Даже как-то неловко говорить о карманниках, которых у главной площади страны роится предостаточно. Пока зазевавшиеся туристы наводят объектив на кремлевские звезды и купола, ловкие товарищи неприметной внешности ловко обшаривают чужие карманы и сумки. Активно «работают» в этом районе и «прыгающие дети». Это классический вариант «автоподставы», при котором под колеса отъезжающей с парковки дорогой машины бросается ребенок, а затем корчится от мнимой боли. Ему на помощь приходят «родственники», которые тут же начинают «трясти» водителя, вымогая у него деньги за ущерб здоровью «дорогой деточки». В многочисленных дорогих магазинах – «Охотном Ряду», ГУМе, торговом центре «Наутилус» – дежурят зоркие люди, примечающие клиентов с деньгами. Затем их «ведут» по цепочке, и в близлежащем подземном переходе человек, неосторожно «засветивший» пухлый кошелек или золотые часы, рискует получить чем-нибудь тяжелым по голове. Вообще, изучение околокремлевской криминальной географии – занятие крайне увлекательное, хоть специализированные атласы издавай. Правда, очень хочется, чтобы им наконец-то увлеклись в соответствующих органах. |