03.06.2005 Орловская область: рынки конкурируют с магазинами за счет предпринимателей С ростом уровня доходов в Орловской области потребитель делает выбор в пользу цивилизованных форматов торговли - магазинов и торговых комплексов. По данным статистики, удельный вес объема оборота рыночной торговли к общему товарообороту снизился в 2004 году на 1%, в первом квартале текущего - на 2,1%. С начала года оборот розничной торговли формировался в основном (73,5%) организациями и индивидуальными предпринимателями, работающими в стационарной торговой сети (вне рынка). Тем не менее, рынки в области по-прежнему востребованы. Именно на них продается до 90% швейных и трикотажных изделий и свыше 40% обуви, почти 70% мяса, свыше 40% масла, треть сахара и примерно четверть кондитерских и колбасных изделий. В денежном выражении оборот 64 рынков области за первый квартал составил почти 1,5 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 4,9% больше, чем годом ранее. Как пишет деловой еженедельник «Просторы России», растущая конкуренция вынуждает рыночный сектор совершенствоваться. На смену тесным и грязным базарам под открытым небом приходят рыночные комплексы с современной инфраструктурой. И процесс этот разворачивается не только в Орле, но практически во всех городах и райцентрах области и затрагивает все категории рынков - муниципальные, частные, потребкооперации. Только в прошлом году на реконструкцию и модернизацию рыночного сектора торговли в области было затрачено, по данным управления торговли, 79 млн рублей. Лучшим городским рынком по итогам 2004 года стал торговый комплекс «На Курской» в Орле. Директор комплекса А. Олефиров убежден, что в условиях возрастающей конкуренции со стороны стационарной торговли для рынков главным должно стать качество обслуживания, чтобы покупатель не видел разницы между рынком и магазином. Директор комплекса сумел превратить рекламный лозунг «Выбирай орловское», который многими представителями торговли воспринимается исключительно формально, в «изюминку» своего рынка, наладив активное сотрудничество с местными предприятиями переработки. Как поясняет А.Олефиров, работа с орловскими товаропроизводителями - отнюдь не проявление регионального патриотизма: это устойчивый доходный бизнес. Сегодня для торговли местной продукцией на рынке уже построены 22 павильона, на очереди - еще семь. Будет продолжена и реконструкция комплекса: намечено строительство еще четырех крытых торговых модулей, внутри которых вместо лотков будут построены удобные киоски. Рынком завтрашнего дня, по мнению специалистов отрасли, должен стать Центральный рынок в Орле (предприятие ОПО «Союз Орловщины»). За два последних года здесь реконструированы рыбный и мясной павильоны, установлено около двух тысяч современных холодильных емкостей, появились дополнительные услуги - медицинские, общепита, парикмахерской. На эти цели было израсходовано в прошлом году 20 млн собственных средств рынка. Но если в торговле продуктами питания удалось навести порядок, то в отношении промтоваров, а также обустройства прилегающей территории (включая парковки) это еще предстоит сделать. По-видимому, именно эти задачи призван решить масштабный проект строительства на Центральном рынке крытого торгового комплекса стоимостью 80 млн рублей, представленный на ярмарку инвестиций «Орел-2005». В то же время на сегодня только 58% орловских рынков являются крытыми, лишь половина имеют контрольно-пищевые лаборатории. Понятно, что реконструкция рынков, не говоря уже о строительстве новых, требует значительных средств. По мнению властей, настало время, когда в этот процесс должны активно включаться сами предприниматели, вкладывая свои доходы от торговли в развитие материально-технической базы торговых комплексов. Предпринимателей при этом беспокоит вопрос: на каких условиях будет строиться сотрудничество с администрацией рынков или владельцами торговых комплексов? Один из владельцев московского рынка, расположенного далеко от метро, по этому поводу заметил: «Мы и здесь работаем с максимальной эффективностью благодаря тому, что устанавливаем арендную плату выше среднего, но при этом изо всех сил помогаем арендаторам тоже зарабатывать больше». Средняя арендная плата за торговое место на орловских рынках варьируется от 500 до 900 рублей за квадратный метр в месяц. На Центральном рынке, по данным администрации, аренда «клетки» на улице в зависимости от месторасположения стоит от двух тысяч рублей до 2600 рублей. В помещении рынка: торговое место в рыбных и овощных рядах - от 1,5 тыс. рублей, в мясных - 2250 рублей. Часть оборудования здесь установлена рынком, а часть - предпринимателями. Для них в этом случае по договоренности с руководством рынка действует система различных льгот и преференций. На крытом рынке «Орловской Нивы» в Орле все оборудование принадлежит рынку, а предприниматели платят за его аренду и за аренду торговых площадей, плюс оплата других услуг. В ТК «На Курской» только торговое оборудование (прилавки, шкафы) принадлежит рынку, а холодильники, весы, кассовые аппараты устанавливают предприниматели. Довольно дорогие холодильные витрины были приобретены ими у предприятия-изготовителя в рассрочку под гарантии директора рынка. Помимо торговых мест арендаторы оплачивают еще и электроэнергию, но туалет для них бесплатный. На Центральном рынке он бесплатный для сотрудников, а для предпринимателей - платный. Сложившаяся на сегодня практика, по выражению одного из предпринимателей, это когда «за все берут по полной». Добавим сюда еще и обязательный для торгующих единый налог на вмененный доход, ставка которого имеет тенденцию регулярно расти. В итоге большая нагрузка вынуждает малый бизнес уходить «в тень». Именно по этой причине рыночный сектор до сих пор остается, пожалуй, самым непрозрачным в торговле. |