01.06.2005  Малый бизнес российских регионов еще не готов к активному использованию ресурсов консалтинговых центров

   
   Консалтинг давно стал неотъемлемой частью бизнеса в экономически развитых странах. Без разработки бизнес-плана и дальнейшего сопровождения проекта специалистами консалтинговых центров, без подготовки и подбора управленческих кадров не обходится ни один инвестор. Эти и другие нюансы развития бизнеса России обсуждали на недавно состоявшемся в Твери семинаре специалисты региональных ресурсных центров из Пензы, Санкт-Петербурга, Ставрополя, Томска, Твери.
   Руководители семинара, консультанты программы Тасис МТР доктор Хайнц Вермер (Академия менеджмента Нижней Саксонии) и профессор МГУ Ирина Савченко постарались предельно полно ознакомить собравшихся с наиболее эффективными средствами и методами консультирования.
   Не меньшее значение придавалось и обмену накопленной в регионах информацией.
   С подробным и достаточно интересным докладом выступил представитель Томска.
   Этот сибирский город во многом похож на Тверь и по своему экономическому, и по научному потенциалу, и по трудовым ресурсам. Очевидно, и проблемы, с которыми сталкиваются консалтинговые центры, во многом схожи.
   Судя по этому небольшому, но емкому научному исследованию, малый бизнес российских регионов еще не готов к активному использованию ресурсов консалтинговых центров. Значительная часть предпринимателей этой категории вообще не видит необходимости в их услугах. Другие осознают такую необходимость, но боятся посвящать в свои проблемы стороннюю структуру.
   Серьезной преградой является и высокая цена консалтинговых услуг - не каждому малому предприятию по карману такое удовольствие, особенно когда оно находится в стадии становления и только пытается делать первые шаги в бизнесе. В Томске, к примеру, разработка бизнес-плана может обойтись заказчику от 10 до 25 тысяч рублей. Однако работа специалистов, знающих рынок, представляющих, в каком бизнесе на данный момент можно получить стабильную прибыль, где найти хорошо подготовленные профессиональные кадры, дешево стоить не может. К тому же траты оправдываются, когда начинающие бизнесмены получают солидные заказы или многомиллионные подряды.
   Хайнц Вермер убежден, что в конце концов и российский бизнес осознает оправданность таких расходов, также как это поняли и на западе, где разработка бизнес-плана стоит в среднем 50 тысяч евро.
   Существует еще одна причина, по которой бизнесмены отказываются от услуг консультантов - это неудачный опыт подобного сотрудничества.
   Встречаются консалтинговые фирмы, некачественно выполняющие свою работу. В качестве примера был приведен случай с подбором персонала в новый супермаркет. Консультанты провели тестирование на совместимость в коллективе, а не на выявление деловых качеств, и на основании его результатов выдали рекомендации.
   Подобные семинары, безусловно, помогают людям бизнеса лучше ориентироваться в быстро меняющемся рынке.