01.06.2005  Москва: рассмотрены законодательные инициативы о внесении изменений в федеральный закон об охранной деятельности

   
   В среду депутаты Московской городской думы рассмотрели проекты федеральных законов №№159856-4, 161739-4 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
   Как сообщила депутат Инна Святенко (фракция «Единая Россия»), в Мосгордуму поступило два проекта федеральных законов, один из которых подготовлен депутатами Законодательного собрания Челябинской области, а другой – депутатами Государственной думы РФ.
   Законодатели Челябинской области предлагают дополнить статью 11 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» положениями, определяющими статус частного охранника, а также ввести возрастные ограничения для лиц, осуществляющих охранные функции. Так, согласно вносимым дополнениям, частным охранником может быть гражданин Российской Федерации не моложе 18 лет и не старше 60 лет, прошедший специальную подготовку для работы в качестве охранника или имеющий стаж работы в органах внутренних дел не менее трех лет, работающий в охранном предприятии по трудовому договору и получивший удостоверение частного охранника. Поскольку охранникам разрешается использовать огнестрельное оружие, нижняя возрастная планка, равная 18 годам, определена в соответствии с Федеральным законом «Об оружии». Предельный возраст охранника предлагается ограничить 60 годами, что обусловлено определенными требованиями к его физической подготовке, пригодности к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и огнестрельного оружия.
   Предлагается также дополнить статьи 17 и 18 и предоставить охранникам право применения специальных средств и огнестрельного оружия не только для защиты собственной жизни, но и жизни охраняемых ими граждан. Помимо этого, законодательной инициативой предусматривается, что переподготовка кадров частных детективных и охранных предприятий должна осуществляться один раз в пять лет.
   По словам Инны Святенко, предлагаемые дополнения противоречат друг другу. Устанавливаемый для охранника минимальный возраст в 18 лет не согласуется с требованиями о наличии специальной подготовки и трехлетнем стаже работы. Предельный же возраст охранника должен определяться руководителем предприятия, так как охранниками работают, как правило, бывшие военнослужащие, сотрудники спецслужб и спортсмены, имеющие хорошую физическую форму. Ограничения возможны только по медицинским показаниям, а не по возрастному цензу. Для переподготовки охранников целесообразно установить более гибкий режим.
   Депутаты направили отрицательный отзыв на данный проект федерального закона.
   Проект федерального закона, внесенный депутатами Государственной думы, подготовлен в связи с участившимися фактами террористических проявлений и необходимостью использования правоохранительными органами потенциала негосударственных организаций безопасности в борьбе с преступностью.
   В настоящее время почти во всех регионах России негосударственные организации безопасности содействуют правоохранительным органам в обеспечении правопорядка и борьбе с преступностью, но эта деятельность осуществляется в отсутствии федерального законодательства, а нормативные правовые акты не могут в полной мере обеспечить правовой статус работников негосударственных организаций безопасности, участвующих в обеспечении правопорядка.
   Разработчики законопроекта считают, что непосредственная и активная помощь негосударственных организаций безопасности позволит правоохранительным органам оперативно получать достоверную информацию о фактах готовящихся, совершаемых и совершенных преступлений. Кроме того, это позволит высвободить силы значительного числа высококвалифицированных сотрудников правоохранительных органов для борьбы с серьезными преступлениями, в том числе террористической направленности.
   Предложенный федеральными законодателями проект закона определяет правовую основу, формы, принципы и направления участия охранных, сыскных организаций, сыщиков и служб безопасности в мероприятиях по оказанию содействия правоохранительным органам в обеспечении безопасности. Так, охранные и детективные организации оказывают содействие правоохранительным органам на основе соглашений о взаимодействии, которые заключаются с правоохранительными органами на добровольной основе.
   В проекте прописан порядок участия работников охранных, сыскных организаций, сыщиков и служб безопасности в мероприятиях по оказанию содействия правоохранительным органам в обеспечении безопасности, их права и обязанности, меры социальной защиты и социальной поддержки. Так, работники охранных и детективных организаций имеют право оказывать содействие сотрудникам правоохранительных органов в проверке у граждан документов, удостоверяющих их личность, доставлять в органы внутренних дел лица, совершившие правонарушения, применять к правонарушителям физическую силу и специальные средства. Документом предусматривается, что частная детективная и охранная деятельность засчитывается в общий трудовой стаж и стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию при условии уплаты взносов в Пенсионный фонд и в Фонд государственного социального страхования. Согласно законопроекту, граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью, подлежат обязательному страхованию за счет средств соответствующего предприятия на случай гибели, получения увечья в связи с осуществлением ими сыскных или охранных действий.
   Говоря о недостатках документа - дублирование положений, несоответствие терминологии действующему закону - Инна Святенко отметила, что депутаты Государственной думы должны доработать внесенный ими законопроект.
   Депутаты проголосовали за поддержку проекта федерального закона, разработанного депутатами Государственной думы, сообщает пресс-центр МГД.