01.06.2005  Россияне все больше пьют... воду

   По мнению заведующего лабораторией минеральных вод Всероссийского научно-исследовательского института пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности Вадима Алтаева, лечебных свойств нет ни у одной воды в бутылках: "Это только пищевой продукт, и выбирать воду потребитель должен исходя из собственных вкусовых предпочтений и соотношения цена-качество".
   По данным агентства "Бизнес-Аналитика", общий объем рынка бутилированной воды за прошлый год составил более 2.5 млн литров. Исследование показало, что мы пьем воду в пластиковых бутылках (97% всей потребляемой в России бутилированной воды), т.е. недорогую воду отечественного происхождения. Даже в "дорогой" Москве на воду, стоимость которой превышает 25 рублей за пол-литра (Evian, Vittel, San Pelegrino, Perrier и т.п.), приходится всего 1.7 % объема рынка. По России же в целом это вообще десятые доли процента.
   Минералки и просто очищенной питьевой воды выпивается практически одинаковое количество - соответственно 55% и 45%. Три четверти всей воды составляет газированная. Самые крупные доли рынка питьевой воды принадлежат иностранным компаниям: 15% приходится на "БонАква" и 13% - на "Аква Минерале". Из известных еще с советских времен марок минеральной воды лидируют "Ессентуки" (6%), "Боржоми" (4%) и "Нарзан" (1%). Кстати, "Ессентуки", например, в настоящий момент имеют право производить как минимум 25 различных компаний.
   Если выбирать воду не по популярности, а по оптимальному сочетанию цены и качества, то неминуемо возникнут трудности. "Есть вода стоимостью 60-65 рублей за литр, но она уступает по качеству воде стоимостью 10-15 рублей за литр", - сказал на пресс-конференции директор НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. Сысина РАМН Юрий Рахманин, который уже 28 лет занимается изучением физики воды и регулярно проводит экспертизы.
   Он отметил, что бутилированная вода, продаваемая в магазинах, не всегда соответствует нормам и информации, заявленной на этикетке. "Сейчас, покупая воду, стоит, в первую очередь, обращать внимание не на то, что стоит на этикетке, например "высшая категория качества" или "первая", - говорит ученый. - Сейчас важнее знать, что вода оригинальная, не подделка (это могут с уверенностью гарантировать только крупные торговые сети). И обращать внимание на состав: хорошо, когда есть магний, калий, фтор и йод".