01.06.2005  Москва: "Утконос" начинает размножаться

   В зеленоградской сети столов заказов "Утконос" сообщили, что на днях начнет работу распределительный центр компании в Северном Бутове. Запуск РЦ станет отправной точкой широкого развития сети в Москве. Как заявили в компании, к концу года "Утконосов" будет уже двести.
   Без РЦ компания не могла обеспечить широкий ассортимент товаров, поэтому реализация проекта, анонсированного еще в 2003 году, до сих пор тормозилась. Получив поддержку московской мэрии, зеленоградская сеть отказалась от планов по освоению российских регионов и сделала ставку на развитие в столице.
   Оператором сети "Утконос" является ОАО "Новый импульс", образованное в 2000 г. Розничная торговля через сеть "Утконос" является основным направлением деятельности компании. Выручка от продаж без НДС ОАО "Новый импульс" в 2004 г. составила 187,2 млн руб. Первые "Утконосы" появились в Зеленограде в 2002 г. Концепция магазинов существенно отличается от принципов работы любых других розничных компаний: сеть состоит из небольших столов заказов, в которых можно заказать продукты из каталога. И этот товар будет доставлен в тот же стол заказов в течение суток.
   В 2003 г. мэр Москвы Юрий Лужков официально заявил о том, что проект "Утконос" попадает под опеку городских властей, и при поддержке мэрии "Утконосы" появятся в большом количестве во всех районах столицы. Тогда компания отказалась от развития в российских регионах и решила сосредоточиться на Москве, где "Новому Импульсу" обещали льготы в уплате налогов, выделении участков под строительство и помещений под магазины. Правда, тогда на проект ополчился МАП, утверждая, что такие преференции одной компании нарушают закон о конкуренции.
   Однако очевидно, что антимонопольное законодательство участникам союза удалось обойти, так как 4 апреля этого года московской мэрией было подписано распоряжение "О дополнительных мерах по развитию в Москве сети магазинов заказов "Утконос", в котором подробно указано расположение будущих столов заказов, а также предписывается к 1 июня разработать дополнительный список помещений под открытие магазинов.
   Заинтересованность городского правительства в развитии сети столов заказов понятна: цены в "Утконосе" на 15-20% ниже, чем в среднеценовых розничных магазинах. И этот проект как никто лучше вписывается в концепцию развития в Москве экономичных магазинов шаговой доступности.
   Всего планируется до конца 2007 года открыть 388 "Утконосов" в столице, из них к концу 2005 – целых 200. Правда, пока аналитики сомневаются в том, что подобный проект выполним в масштабах Москвы.
   "У зеленоградцев "Утконосы" пользуются популярностью. По отзывам моих знакомых, заказы – это очень удобно. И понятно, что цены можно держать значительно ниже, чем в остальной рознице, так как идет большая экономия – не надо арендовать большие торговые залы, – говорит аналитик РБК Валентин Крохин. – Однако такая компания не может быть большой, так как крупное предприятие в таком случае сильно теряет в управляемости. Всю Москву "Новый Импульс" однозначно не сможет освоить".
   Аналитики прочат неудачу проекту, так как предполагают, что компания не сможет наладить эффективную логистику и поддерживать широкий ассортимент. Недостатками данного вида торговли специалисты называют необходимость ожидания доставки продуктов, а также повторного посещения магазина, чтобы забрать заказанные товары.
   По словам члена совета директоров "Нового Импульса" Юрия Привезенцева, компания до сих пор не открывала новых точек в других районах Москвы из-за отсутствия современного распределительного центра. Он необходим компании, чтобы поддерживать широкий ассортимент. В 2005-2006 гг. планируется построить еще один распределительный центр – в Восточном административном округе, а впоследствии и третий, в Северном округе Москвы. Всего компания собирается построить в столице четыре центра, тогда будет "закрыта" вся городская территория, если при этом будет выстроена грамотная логистика.
   По мнению директора по развитию компании BBPG Consulting Алексея Тихомирова, подобной структуре имеет смысл работать только на окраинах столицы, так как в центре никакая логистическая система не поможет вовремя доставлять товары в большом объеме.
   Как рассказал Юрий Привезенцев, конкурентным преимуществом "Утконоса" будет широкий ассортимент, который сравним лишь с ассортиментом гипермаркета – к концу года г-н Привезенцев обещал порядка 30-40 тыс. наименований. В ассортименте будут присутствовать продукты питания, а также большое количество самых различных непродуктовых товаров – от парфюмерии до автозапчастей.
   Однако аналитики пока сомневаются в необходимости стольких позиций для торговли по заказу. "Печальный опыт "Службы 77" показывает, что подобный бизнес оправдан, лишь если он привязан к традиционной торговле, – отмечает Алексей Тихомиров. – Обслуживать почти 400 точек в Москве с таким ассортиментом практически невозможно. Столько магазинов и такого количества товарных позиций просто не надо". С ним согласен Валентин Крохин: "На мой взгляд, для такого бизнеса оптимальный ассортимент супермаркета – порядка 10 тысяч наименований быстрооборачиваемых товаров", – говорит он.