31.05.2005  Автолизинг для малого бизнеса

   Для малого предприятия получить положительное решение о приобретении автомобиля в лизинг за один день, тем более за один час после обращения - это фантастика. Так было всегда, потому что кредитору недосуг разбираться с маленькими оборотами, теневой бухгалтерией и считать риски на один фургон или микроавтобус. Когда-то в таком же безнадежном положении был розничный заемщик банка. Бум розничного кредитования лучше всяких теоретических раскладов доказывает, что и для малого бизнеса грядут лучшие времена.
   Горьковский автозавод почти 11 лет назад очень верно угадал потребность рынка и бросил значительные силы и средства на разработку и производство легких грузовиков и микроавтобусов. В течение последующего десятилетия появились различные модификации автомобилей данного класса: "Соболь", "Баргузин", "Валдай". Примерно в то же время Завод им. Лихачева начал выпускать малотоннажный грузовик ЗИЛ-5301 "Бычок". Таким образом, определились наиболее популярные "рабочие лошадки" для малого и среднего бизнеса.
   Однако сегодня наблюдается новый виток развития рынка легких грузовиков и микроавтобусов, да и других отраслей, которые рассматривают малый бизнес и частных предпринимателей в качестве своих клиентов. В частности, большую активность стали проявлять иностранные производители автотехники, и отечественный автопром вынужден искать способы сделать свою продукцию более доступной. С другой стороны, игроки финансового рынка заговорили о том, что считают малый бизнес приоритетной клиентурой и будут активно продвигать свои услуги в розничном сегменте. Стечение этих обстоятельств приводит к появлению предложений по обеспечению автотранспортом малых предприятий на условиях, которые еще год назад казались просто невозможными, как два года назад казалось невозможным получить кредит в торговом зале под честное слово и фотографию в паспорте.
   Например, предприниматель может получить "ГАЗель" в лизинг, показав только учредительные документы и официальную финансовую отчетность. При этом лизинговая компания, предоставляющая в лизинг продукцию ГАЗа, готова работать с клиентом, который только вчера получил документы из регистрирующих органов, а если предприниматель работает всего 2-3 месяца, то к рассмотрению может быть принят и нулевой баланс.
   Такие условия на предоставление "ГАЗелей" в лизинг действуют с декабря прошлого года. В составе группы компаний "Базовый Элемент" появилась компания "Элемент Лизинг", которая, по словам ее генерального директора Андрея Писаренко, ориентируется именно на розничный лизинговый сегмент, лизинговые услуги для малого бизнеса. Эта компания считает, что ее клиент заинтересован в приобретении по лизингу автотранспортных средств на сумму от 200 тыс. до 3 млн рублей, от 5 до 100 тыс. долларов. И ее клиентура - предприятия, занятые в сфере перевозок, торговли, организации различных услуг, небольшого производства, например мебельного. Хотя и крупному потребителю, разумеется, не откажут. Но вот парадокс: лизингодателю, ориентированному на розничного клиента, трудно оценить более крупные риски. Поэтому большой транспортной компании, которая хочет купить, например, 50 автомобилей, предложат брать партиями по 10 единиц техники раз в 2-3 месяца, чтобы понять, как устроен бизнес большого клиента, как исправно он платит и т.д.
   Как сообщил "БО" пресс-секретарь ГАЗа Сергей Луговой, "ГАЗели" и другие автомобили Горьковского автозавода можно получить в лизинг на 1-3 года при авансовом платеже 30% от стоимости автомобиля. В зависимости от параметров сделки удорожание предмета лизинга составляет около 12% в год. Условия стандартные, если не учитывать минимальный набор документов и скорость принятия решения о финансировании. Андрей Писаренко, гендиректор "Элемент Лизинга", уверяет, что такое решение принимается в течение одного часа. "В заявке клиент указывает, в каком секторе он работает, срок работы, кто является руководителем предприятия, - говорит А. Писаренко, - и мы принимаем решение, оцениваем риск, руководствуясь соображениями здравого смысла и опыта работы в этом сегменте рынка. Зачем еще нужна "ГАЗель", кроме как для бизнеса? Авансовый платеж 30% лучше всяких проверок говорит о серьезности намерений лизингополучателя. В любом случае на 6-15 тыс. рублей ежемесячного лизингового платежа он заработает. В таких условиях клиенту экономически нецелесообразно отказываться от сделки, возвращать предмет лизинга".
   Важным условием успешного развития своей лизинговой компании А. Писаренко считает четкую ориентацию на сегмент малого бизнеса. Именно в диапазоне сделок до 3 млн рублей компания может предложить конкурентоспособные продукты, считает он. В этом сегменте низкая конкуренция среди лизинговых компаний и очень высокий спрос со стороны потребителей. Но крупные компании и банки не могут быстро изменить бизнес-стратегию и бизнес-процессы. Оценка рисков крупного бизнеса с их точки зрения проще, а выход на розничную клиентуру требует высокой автоматизации процессов, специально обученного персонала, словом, всех тех ресурсов, которыми были вынуждены обзавестись и банки, и страховые компании, принявшие решение осваивать розничный рынок.
   Возможно, идеология массированной атаки на розничный сегмент, в данном случае представленный малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями, с подачи лизинговой программы ГАЗа будет воспринята и растиражирована рынком. Но пока другие производители техники для малого бизнеса руководствуются более консервативной стратегией.