30.05.2005  Экспресс-перевозчики недовольны таможней

   В начале июля Федеральная таможенная служба РФ проведет совещание, посвященное вопросам внедрения электронной системы оформления документов. Напомним, что Всемирный банк выделил России 140 млн долл. на модернизацию таможенных служб страны. Таможенники обещали израсходовать деньги по назначению и к 2008 году порадовать бизнесменов возможностью общаться с таможенными органами исключительно посредством электронных писем.
   Одна из самых заинтересованных в скорейшем решении данной проблемы сторон – глобальные экспресс-перевозчики, деятельность которых на территории нашей страны серьезно усложняется из-за различных таможенных «проволочек». «Пока мы не видим каких-либо улучшений в плане таможенного оформления грузов, нам было бы интересно узнать, куда потрачены деньги Всемирного банка», – сказал глава российского представительства FedEx Питер Харгер (Peter Harger), принимавший участие в конференции, посвященной десятилетию Ассоциации экспресс-перевозчиков.
   Рынок экспресс-доставки – сравнительно новый для российской экономики. До 90-х годов у нас в стране существовали всего две специализированные государственные организации по срочной доставке: фельдъегерская связь и «Спецсвязь». В конце 80-х – начале 90-х гг. компании так называемой «большой четверки» (TNT Express, DHL, UPS и FedEx) стали выходить на российский рынок: сначала через агентов, а потом – организуя юридические лица.
   Дать точные оценки рынка на настоящий момент очень сложно. Так, к примеру, по данным TNT, количество курьерских отправлений внутри России составляет 800-900 тыс. в год, а количество отправлений за рубеж – около 600 тыс. Компания «EMC Гарантпост» приводит такие оценки: «Общий объем рынка экспресс-доставки мы оцениваем минимум в 150-200 млн долл., ежегодный рост остается на уровне 30%». По данным же «Почты России», объем российского рынка экспресс-доставки составляет 200-250 млн долл., из них около 150 млн приходится на международную доставку, более 70% которой контролирует «большая четверка».
   Объективных независимых оценок рынка на данный момент не существует. Президент Ассоциации экспресс-перевозчиков Владимир Стройков объясняет такое положение дел молодостью и неразвитостью рынка. Пока рост российского рынка экспресс-перевозок столь велик (около 30-35% в год), что, как признаются сами участники, здесь «на всех хватит места». В такой ситуации гораздо выгоднее оперировать собственными данными, которые говорят о лидирующем положении на рынке самого оценщика.
   Впрочем, эксперты прогнозируют, что через 3-5 лет ситуация изменится и конкуренция внутри отрасли станет более жесткой, тогда и придет черед независимого мониторинга. Уже сейчас на рынке появилось достаточно большое количество игроков (в том числе российских), вследствие чего клиент имеет возможность выбора.
   «Основная тенденция на рынке доставки – поворот в сторону клиента, связанный с насыщением рынка, – сказала директор по маркетингу компании «Гарантпост» Ирина Кулагина. – Раньше клиент был вынужден довольствоваться тем, что предлагает оператор, теперь он ищет те условия, которые ему нужны».
   Впрочем, пока перевозчиков мало тревожит грядущая конкуренция друг с другом; рост рынка замедляется сейчас в основном из-за препон, которые строят им госчиновники. Жалобы экспресс-операторов вполне стандартные: отсутствие четкой нормативной базы, развитой дорожной и складской инфраструктуры, неслаженная работа аэропортовых служб и медлительность таможенных органов.
   «Кроме Москвы и Питера, в России практически нет терминалов типа «А», – жалуется директор по оперативной деятельности компании DHL Наталья Бочкова. – С техникой также проблемы. При том росте объема экспресс-перевозок, который сейчас есть в России, через несколько лет провозных мощностей будет просто не хватать».
   Глобальные интеграторы теоретически готовы вкладывать деньги в покупку собственных самолетов, однако при существующей разнице между объемом экспорта и импорта приобретать воздушные суда для них пока нерентабельно. Не удовлетворены перевозчики и работой некоторых аэропортовых служб, которые в угоду безопасности слишком затягивают проверку грузов.
   Что касается «среднего» звена экспресс-перевозчиков (которые представлены в основном российскими компаниями), то они недовольны произволом в области налогообложения их деятельности. «Вплоть до прошлого года наша деятельность облагалась странным налогом под названием «сбор на поддержку научно-технической базы Госсвязьнадзора», который составлял 0,3% с оборота, – говорит генеральный директор компании «Сити-Экспресс» Андрей Княжинский. – В это время шла активная реструктуризация «Почты России», и я полагаю, что эти деньги как раз и шли на поддержку нашего потенциального конкурента».
   Больше всего нареканий со стороны экспресс-перевозчиков вызвала, конечно, Федеральная таможенная служба (ФТС). Серьезные проблемы испытывают перевозчики из-за необходимости представлять документы для декларирования грузов в бумажном виде. «Нет никакой единой информационной системы, мы не можем, например, сидя в Лондоне, отправить документы в какой-то один центр, откуда бы они попали на нужный нам таможенный пост, – жалуется Питер Харгер. – Не существует взаимообмена между разными государственными органами».
   Между тем разговоры о создании безбумажной системы оформления грузов ведутся уже давно. Всемирный банк даже выделил России на это 140 млн долл., однако пока, по словам представителей ФТС, на электронную систему документооборота переведены лишь 30% таможенных постов.
   «Пока все посты не будут автоматизированы и пока не будет налажен процесс электронного обмена данными между различными госорганами, безбумажное декларирование грузов невозможно», – считает Наталья Бочкова.
   Присутствовавшие на конференции представители ФТС комментируют ситуацию кратко: «Работа ведется». Правда, к осени этого года обещают, что все таможенные посты будут переведены на безбумажный документооборот. Те же, кто не успеет этого сделать, будут лишены возможности оформлять некоторые виды грузов.