27.05.2005  Как нас обманывают в барах

   В России начался ресторанный бум. Количество кафе, кофеен и просто забегаловок с каждым годом растет в геометрической прогрессии, причем при желании можно найти заведение и по душе, и, что немаловажно, по карману.
   Кому не приятно после работы зайти в уютную кафешку поболтать с друзьями, не спеша выкурить пару сигарет и, вспоминая привычное хамство в советских "столовках", отметить крайнюю доброжелательность нынешнего персонала. В подобные заведения хочется вернуться снова и снова. И будьте уверены, вашего возвращения ждут не только хозяева полюбившегося кафе, но и тот самый улыбчивый персонал, рассматривающий каждого клиента как источник дополнительного неофициального заработка.
   Идеальным местом наживы по-прежнему остаются ночные клубы с контактной стойкой, где деньги отдают непосредственно бармену. Оно и понятно: большой поток народа сам по себе уже снижает способность администратора контролировать процесс, да к тому же нетрезвая молодежь, плохо разбирающаяся в напитках, не очень-то следит за их качеством, не удосуживается проверять сдачу и требовать чек. Сдача, особенно подвыпившему клиенту, может или просто не выдаваться, или сдаваться мелкими купюрами, часть из которых непременно оседает в кармане бармена. С чеками тоже два варианта: или его просто не будет, или вам выдадут так называемый "нулевой чек", который в некоторых кассовых аппаратах пробивается при каждом открытии лотка с деньгами.
   В рейтинге частотности обманов почетное первое место занимают махинации с пивом, которые всегда приносят стабильный и высокий доход. Часто практикуется недолив. В кружку объемом 500 мл недоливают 50-80 мл. Скрыть недолив достаточно просто: миксером или блендером взбивается пена, из полкружки которой получается в среднем 50 мл пива, которые отправляются в бокал посетителю.
   На махинации с коктейлями переходят уже более опытные бармены. Простейший способ опять же недолив, но в данном случае все гораздо проще: единицы знают исходный объем напитка, к тому же все это можно скрыть увеличенным количеством льда. Но самый распространенный способ - это подмена ингредиентов. Коктейли состоят из относительно дорогих составляющих, которые барменом заменяются на дешевые свои. Если в коктейле предполагается водка, то, скорее всего, вместо положенной бармен нальет свою, не исключено, что паленую. Умельцы научились самостоятельно изготавливать популярный ликер "Бейлиз", который добавляют в коктейли, из подручных средств, которые можно купить в любом магазине. Другой популярный коктейль, Б-52, состоит из трех ликеров, более дешевые аналоги которых тоже можно найти без труда. Бармены смешивают принесенные с собой составные, а в конце по правилам поджигают, после этого все недостатки "самоделки" исчезают.
   Среди профессиональных барменов разбавлять спиртное водой не принято: уж слишком полученная "смесь" отличается от оригинала. Особенно это касается коньяка: он практически полностью теряет запах и сильно меняется во вкусе, зато его тоже можно "изготовить". Рецепт прост: водка, крепкий чай и перец. Такой, с позволения сказать, напиток обычно выдают или за самые дешевые сорта, или предлагают сильно нетрезвым клиентам.
   А уж если коньяк разбавлять, то лучше водкой, здесь уж точно в накладе не останешься. Допустим, один литр коньяка стоит тысячу рублей, из этого объема бармен забирает себе 700 г. Оставшиеся 300 г он разбавляет водкой до литра и продает как чистый коньяк. На этом он зарабатывает 700 рублей, и не стоит забывать, что у него остался коньяк на ту же сумму. Его можно продавать уже от себя, не разбавляя, или "сделать" еще два литра.
   Виски тоже разбавляется или водкой, или водой, а нетрезвым клиентам дешевый коньяк продают как виски. С самой водкой все гораздо проще. Самые дорогие сорта заменяются дешевыми, а чтобы разница не была заметна, бутылки долго держат в морозильнике.
   Одно время в нашей стране были очень популярны сифоны, и у многих на антресолях они валяются без дела как напоминание о самодельном лимонаде. В далеком детстве мало кто задумывался, что с их помощью можно изготовить не только этот нехитрый напиток. Если белое вино (например, "Мускат" - 70 рублей) хорошенько газировать с помощью того самого сифона, то на выходе можно получить шампанское. Отличить невозможно, особенно если газировать особенно тщательно.
   Кофейни, переживающие ныне пик популярности, - это более демократичные во всех смыслах заведения, в каждом из которых представлено огромное количество видов и сортов ароматного кофе. Но как раз в этом-то разнообразии и таится подвох: кофейни явление новое, еще не успевшее воспитать поколение гурманов, поэтому посетители еще не научились различать сорта и не имеют точного представления о каждом из них. Ну чем не повод нажиться? Вместо двойного кофе вам приносят разбавленный одинарный, а чек пробивают, естественно, как за двойной. Бармены легко подменяют сорта, например, вместо более дорогого лате вам подадут эспрессо, разницу в цене забирая себе.
   Но не стоит думать, что только бармены пользуются своим положением: повара тоже своего не упустят. Экономить продукты, чтобы забрать себе, можно разными способами, самый занимательный и, что немаловажно, выгодный - это манипуляции с мясом. Например, берется кусок мяса весом 100 г, его обрезают до 50 и обваливают в сое, которая принимает его вкус и вдобавок к этому разбухает на сто процентов. Затем полученное обливают соусом, посыпают специями, чтобы еще больше сгладить вкус, и в итоге получается кусок весом 150 г. Это не так уж выгодно делать с простой говядиной или свининой, но если в ход идет очень дорогое мраморное мясо, то цифры прибыли впечатляют.
   Хорошие деньги можно заработать и на икре. Вот привозят в ресторан 50 кг, работники забирают себе 20, а объем заполняют водой или чаем. Икра очень быстро разбухает и возвращает первоначальный вес, поэтому крупные икринки - это не всегда признак хорошего качества.
   По правилам, торты с истекшим сроком годности сразу списывают, но если они просрочены ненамного, то желающему заработать сотруднику кафе ничего не стоит выставить их на прилавок повторно, а чтобы они имели прежний аппетитный вид, их разогревают в микроволновке.
   Подобные истории могут напрочь отбить аппетит и заставить питаться исключительно дома, но все же не стоит спешить с выводами. То, что бармены умеют не только предлагать поддельные напитки, но еще и знают массу проверенных рецептов, как перенести их употребление, уже обнадеживает. Значит, не все остатки совести у них потеряны. За это можно и выпить.