27.05.2005 “Патэрсону” не везет в регионах Торговая сеть “Патэрсон”, которая до сих пор открывала свои магазины в регионах самостоятельно, отныне будет развиваться и по франчайзингу. Эксперты связывают это с тем, что за последнее время компании пришлось разорвать отношения с арендодателями в Самаре, Новосибирске и Нижнем Новгороде. Сеть “Патэрсон” состоит из 49 супермаркетов, из которых 23 расположены в Москве и Подмосковье и 26 – в различных регионах России (Санкт-Петербург, Тверь, Челябинск, Ставрополь, Краснодар, Сочи и др.), а также в Киеве. Оборот сети в 2004 г. составил около $250 млн. В Новосибирске у “Патэрсона” не задалось с самого начала. Осенью 2003 г. ритейлор заключил договор об аренде 3000 кв. м в строящемся торговом комплексе “Фестиваль”. Этот магазин должен был стать первым из десятка новосибирских “Патэрсонов”, говорил тогда гендиректор сети Юрий Яковчик, обещая вложить в развитие своей новосибирской сети $10 млн. Но незадолго до сдачи “Фестиваля” в эксплуатацию “Патэрсон” разорвал отношения с компанией “Турсиб”, которая владеет комплексом. Менеджер “Патэрсона” пояснил, что стороны не сошлись в условиях оплаты: “В Новосибирске нам предлагали арендовать площади за $35-100 за 1 кв. м в месяц, в то время как в других городах ставка не превышает $200 за 1 кв. м в год”. Аналогичные проблемы возникли у “Патэрсона” и в других регионах. В Самаре арендодатель в июне 2004 г. разорвал отношения с сетью и выселил ее из своего торгового комплекса из-за того, что “Патэрсон” не согласился с изменением условий аренды. Судебные разбирательства сеть проиграла. Нижегородская компания “Жанто”, которая собиралась сдать в аренду торговые площади “Патэрсону”, также передумала и заключила договор аренды с местным оператором. Владелец “Жанто” Евгений Топтыгин объясняет это тем, что “Патэрсон” “тормозил проект”. Полгода назад “Патэрсон” объявил, что начинает продавать франшизу на свою марку. Директор по франчайзингу “Патэрсона” Филипп Ярославцев рассчитывает, что франчайзинговая программа ускорит появление “Патэрсона” в Сибири, но признается, что пока он получил лишь одну заявку от претендента из Новосибирска. По словам Ярославцева, франшиза “Патэрсона” стоит от $20 000 (право открытия нескольких магазинов) до $100 000 (лицензия на регион). “Когда мы говорили о намерениях развиваться в регионах по франшизе, подразумевали регионы, в которых нецелесообразно развиваться самим, — это либо удаленные регионы, расположенные за Уралом, либо регионы с ограниченной емкостью рынка. Мы действительно ищем франчайзи в Нижнем Новгороде и Новосибирске, ведем переговоры. А вот в Краснодарском крае, Сочи, Адлере будем открывать магазины сами”, — говорит гендиректор “Патэрсона” Юрий Яковчик. |