27.05.2005  Нижний Новгород: самым выгодным сектором остается торговая недвижимость

   По данным Татьяны Романчевой, директора Нижегородского центра научной экспертизы (НЦНЭ), торговые площади в 2005 г. только за счет нового строительства увеличатся на 15–20%, в то время как в 2004 г. их общий объем вырос всего на 5%. По данным на конец 2004 г., всего в Нижнем Новгороде было 426 000 кв. м торговых площадей.
   Нина Новикова, руководитель отдела исследований торговой недвижимости Noble Gibbons / CB Richard Ellis, сообщила, что в Нижнем Новгороде средние ставки на площади в торговых центрах выше, чем в других крупных городах Поволжья. Сроки окупаемости торговых центров, по данным Нины Новиковой, 5-7 лет с начала строительного цикла. По этому показателю Нижний Новгород тоже превосходит соседей. Это делает город интересным для московских и иностранных инвесторов.
   Татьяна Романчева из НЦНЭ считает, что окупаемость ТЦ зависит от формата: чем крупнее центр, тем выше сроки окупаемости. ТЦ среднего формата окупаются через 3-4 года, гиперцентры — через 4-5 лет.
   Летом начнет строительство в Нижнем Новгороде IKEA, начали строить свои объекты Metro Cash & Carry, “Гиперцентр”, “Перекресток”, уже владеющий здесь сетью супермаркетов под торговой маркой “Евроспар”, планирует открыть еще один супермаркет компания “Раменка”.
   Не отстают и нижегородские инвесторы. Летом обещает сдать новый ТЦ на площади Революции компания “Столица Нижний”, ведет строительство ТЦ в Ленинском районе нижегородский ЦУМ, планирует строительство ТЦ в Автозаводском районе ЧП Володина.
   Спрос на торговые площади остается устойчивым. Например, в еще не сданном ТЦ на площади Революции предварительные соглашения заключены практически на весь ТЦ, общая площадь которого составляет 35 000 кв. м. Нина Новикова из Noble Gibbons считает, что до насыщения рынка торговыми площадями Нижнему Новгороду еще далеко.
   Быстрыми темпами идет и строительство офисов. В ближайшие два года только в центре города предполагается построить около 120 000 кв. м новых бизнес-площадей. В конце года сдает первый в Нижнем Новгороде бизнес-центр класса А “Столица Нижний”. Завершает строительство бизнес-центра “Теледом” “Нижегородский проект”. Заявлено о строительстве Центра международной торговли на ул. Октябрьской, по соседству, на Алексеевской, будет строиться крупный торгово-офисный центр.
   По данным Татьяны Романчевой из НЦНЭ, сроки окупаемости бизнес-центров — от 4-5 лет для небольших зданий до 6-7 лет для крупномасштабных проектов.
   По мнению Романчевой, инвестиции в офисные площади менее прибыльны и перспективны, чем в торговые. Концентрация такого количества офисных площадей в одном районе плюс сложности с транспортными развязками в центре города могут привести к снижению ликвидности офисных площадей. Арендные ставки на офисные площади растут не быстрее инфляции.
   Косвенно подтверждает невысокую эффективность инвестиций в офисные площади отсутствие иностранных и иногородних инвесторов на этом рынке: все проекты, даже самые амбициозные, заявлены нижегородскими инвесторами.