26.05.2005 Минфин предлагает ввести общественный надзор за развитием аудиторской деятельности В среду, 25 мая, на VI Международном форуме бухгалтеров и аудиторов заместитель председателя Совета по аудиторской деятельности при Минфине РФ Андрей Крикунов выступил с докладом о законопроекте «О внесении изменений в ФЗ «Об аудиторской деятельности». По его словам, законопроект был рассмотрен и одобрен на заседании Правительства РФ и принят в первом чтении 18 мая в Госдуме. Подготовка законопроекта велась в рамках реформирования аудиторской деятельности, которая проводится в два этапа. На первом этапе были утверждены временные правила аудиторской деятельности (в 1993) и принят ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в 2001 году), сейчас начался второй этап реформы, уточнил А.Крикунов. Он также сообщил, что в РФ действует более 33 тысяч аттестованных аудиторов, более 18 тысяч квалификационных аттестатов были выданы непосредственно Минфином после принятия в 2001 г ФЗ «Об аудиторской деятельности», более 14 тысяч аттестатов были обменены в соответствии с постановлением Правительства РФ. А.Крикунов отметил, что за истекший период (с 1993г.) более 35 тысяч аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты, ушли с рынка аудиторских услуг. «Это говорит о сложности профессии аудитора и о том, что на рынке происходит естественный отбор в рамках профессии», - сказал он. А.Крикунов также сообщил, что сейчас при Минфине аккредитовано 7 профессиональных аудиторских объединений, в 2000 году их было более ста, что «свидетельствует о произошедшей консолидации аудиторского сообщества». По его словам, в настоящий момент утверждены 23 федеральных правила и стандарта аудиторской деятельности, которые подготовлены на основе международных стандартов и аудитов. По мнению А.Крикунова, в целом аудиторский рынок в РФ сложился, однако он требует дальнейшего развития и совершенствования, «это признается на уровне Минфина, Правительства РФ и аудиторского сообщества». Общая цель предложенных поправок в ФЗ «Об аудиторской деятельности» заключается в существенном повышении качества аудиторских услуг, общественного доверия к аудиторской профессии, считает А.Крикунов, так как это непременные условия эффективного функционирования современной российской экономики, важнейший элемент благоприятного инвестиционного климата. По его словам, поправки в закон обеспечивают достижение указанных целей по трем блокам: развитие саморегулирования аудиторской профессии, уточнение функций государства в регулировании, введение общественного надзора за развитием аудиторской профессии. Законопроектом предусмотрен достаточно продолжительный переходный период и зафиксированы детальные переходные положения, он разрабатывался при непосредственном участии профессионального аудиторского сообщества, отметил А.Крикунов. Он также подчеркнул, что целый ряд функций по регулированию этой сферы деятельности переходит от государства к саморегулируемым организациям. «Из своего рода клуба по интересам такие организации должны стать сильными, хорошо организованными, признаваемыми обществом и осознающими свою миссию объединения», - сказал А.Крикунов. По его словам, в законопроекте подробно описаны функции, права и обязанности саморегулируемых аудиторских объединений, в частности, предлагается поднятие требований к минимальному количеству их членов – «не менее трех тысяч аудиторов, или не менее полутора тысяч аудиторских организаций». «После принятия закона аудиторским объединениям будут переданы очень широкие и значительные полномочия в сфере регулирования профессии», - сказал он. В тоже время А.Крикунов заметил, что государство должно четко понимать, что, передав эти функции объединениям, те, в свою очередь, справятся и готовы нести ответственность за развитие профессии. Он также сообщил, что за государственным регулированием аудиторской деятельности останется выработка государственной политики в этой области, издание нормативных правовых актов, включая организацию, разработку и утверждение федеральных правил и стандартов. А также анализ состояния рынка аудиторских услуг в РФ, ведение государственного реестра саморегулируемых аудиторских объединений и надзор за деятельностью этих объединений. По словам А.Крикунова, исхода из перечня функций в рамках проводимой в государстве административной реформы и признанных потенциально избыточными для осуществления государственного регулирования аудиторской деятельности, в законопроекте предусмотрен отказ от функций лицензирования аудиторской деятельности. Он также заметил, что государство оставляет за собой право организации обучения и повышения квалификации аудиторов, внешнего контроля их качества, аккредитации саморегулируемых аудиторских объединений, ведение реестра аудиторов и аудиторских организаций, выдачи квалификационных аттестатов аудиторов. «В законе прописан новый механизм регулирования аудиторской деятельности – введение общественного надзора за развитием аудиторской деятельности», - сказал в заключение А.Крикунов. |