26.05.2005  В России сокращается производство водки

   Объем производства водки в России в январе–апреле 2005 года, по данным Росстата, сократился на 10,3%. Западные ценности и украинская горилка – две главные причины, по которым российским компаниям приходится сокращать выпуск водки.
   Эксперты связывают снижение производства водки не с тем, что в России стали меньше пить, а с тем, что россияне перешли на другие виды алкоголя.
   Выросло производство коньяков – на 2,8%, шампанских вин – на 2,2%, пива – на 1,1%, безалкогольных напитков – на 12,4%, воды минеральной также на 12,4%. Вместе с водкой сократилось и производство виноградного вина и плодовых вин – на 29,9 и 33,4% соответственно.
   «Омолаживается аудитория потребителей алкогольной продукции. В этой среде развиты западные ценности, а на Западе пиво и слабоалкогольные коктейли гораздо популярнее водки», – считает аналитик ИК «Метрополь» Наталья Мильчакова.
   Так, в 2004 году рынок алкоголесодержащих коктейлей вырос на 7% (в этом году эксперты ожидают 10% роста этого сегмента рынка), а в целом производство слабоалкогольных напитков, включая пиво, показал рост на 12,5%.
   Другая, не менее важная причина cокращения отечественного производства водки – рост импорта алкоголя, и прежде всего с Украины.
   По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), в 2004 году Россия увеличила импорт водки на 286% от уровня 2003 года, причем львиную долю этого экспорта составляет импорт из Украины. 87% общего объема импорта водки в России приходится на эту страну. За последние пять лет импорт из Украины вырос более чем в 47 раз в натуральном выражении, в денежном потоке более чем в 60 раз – всего на сумму около $42, 3 млн. По оценкам экспертов, украинская водка уже заняла 2% российского рынка, и ее доля продолжает расти.
   «Подобная ситуация наблюдается и на кондитерском рынке, – приводит пример начальник аналитического отдела ИК «Проспект» Наталья Одинцова. – Некоторое время назад российские прилавки завалила дешевая украинская карамель. Правда, в случае с водкой сложнее – Украина выводит в Россию не только дешевые сорта».
   Тем не менее аналитики уверены, что потреблять «национальный продукт» граждане России будут всегда. «Несмотря на нелучшие для производителей водки времена (жесткие ограничения рекламы, суровые стандарты ГОСТ), Россия – страна северного типа потребления, где крепкие алкогольные напитки пьют просто из-за того, что холодно», – считает Мильчакова.