26.05.2005  Без частного капитала культура в России не выживет

   Во вторник, 24 мая, Ассоциация менеджеров и ИД "КоммерсантЪ" провели конференцию «Бизнес в искусстве: сохранение культурного наследия России». На конференции с докладами выступили: заместитель руководителя Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия Анатолий Вилков, директор департамента внешних связей министерства культуры и массовых коммуникаций РФ Андрей Вульф, депутат Гордумы Александр Фоменко, программный специалист по культуре Московского бюро ЮНЕСКО Любава Моревая, а также заместитель директора Британского совета в России Анна Генина.
   В качестве основной задачи конференции было заявлено привлечение бизнес-сообщества к актуальным проблемам российской культуры. Анатолий Вилков начал свое выступление с замечания, что культурные ценности существуют для украшения быта человека. Характеризуя ситуацию с культурными ценностями, находящимися в госсобственности, он сообщил, что ситуация такова, что из 100 млн единиц хранения в музеях выставляются около 10%, причем в некоторых случаях эта цифра может достигать 5%.
   По его словам, в советские времена отношения к коллекционерам было специфическим, сейчас ситуация меняется благодаря частному коллекционерству и рынку. Говоря о сложностях, с которыми сталкиваются музеи, А. Вилков сообщил, что не всегда государство может содержать то, что есть. По его оценке, 2500 музеев, особенно федеральных, вполне достаточно, поэтому должен активизироваться антикварный рынок, ежегодный оборот которого достигает $80-100 млн.
   А. Вилков также отметил, что внутренний рынок быстро себя исчерпывает, поэтому необходимо создавать условия для ввоза культурных ценностей. При этом на ведущих аукционах мира российские бизнесмены покупали произведения, но зачастую не ввозили в Россию, так как НДС составлял 20% на ввоз культурных ценностей. В течение 5 лет, по словам заместителя руководителя Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, шла борьба за изменение ситуации. В настоящее время, если культурные ценности проходят процедуру регистрации и декларируются, то ввоз бесплатен. А. Вилков сообщил, что за 1,5 года ввезли в Россию 10 тыс. произведений, в том числе антикварного оружия, к которому российские коллекционеры испытывают слабость.
   А. Вилков подчеркнул, что благодаря усилиям главы Минэкономразвития Г. Грефа, было отменено лицензирование антикварной деятельности, что привело к уходу арт-дилеров от налогов. Это также негативно отразилась на защите интересов потребителя.
   Завершая свой доклад, он отметил, что участие бизнеса в сохранении культурного наследия крайне важно, причем как старого, так и современного. Отвечая на вопросы журналистов о деятельности Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, он сообщил, что за 7 лет в Россию вернули ценностей на $35 млрд.
   А. Вульф сосредоточился на остаточном принципе финансирования культуры, что, по его оценке, отражает реальность. Он сообщил, что бюджет на 2006-2010гг. в этой области катастрофический, и это может иметь необратимые последствия. А. Вульф отметил, что два таких «культурных объекта», как Большой театр и Мариинский театр «съедают» 80% бюджетных денег. По его мнению, участие частного капитала в области культуры – это уже не вопрос различных форм взаимодействия государства и бизнеса, а вопрос выживания культуры. Он подчеркнул, что без частного капитала культура в России не выживет.
   А. Вульф сообщил, что в конце прошлого года был создан экспертный совет по государственно-частному партнерству, который является той площадкой, с помощью которой теория превратится в практику. На базе этой структуры созданы рабочие группы, которые занимаются решением разных вопросов – от авторских прав до объектов наследия. По словам директора департамента внешних связей министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, в настоящее время в рамках государственно-частного партнерства реализуется ряд проектов совместно с Фондом Потанина, компаниями «Северсталь групп», «Аэрофлот», а также с Внешторгбанком. Он подчеркнул, что эта работа носит не эпизодический, а систематический характер.
   А. Вульф выдели три основных формы взаимодействия государства и бизнеса в области поддержки культуры: меценатство, спонсорство, а также инвестиционные проекты. С последним аспектом, по его словам, дела обстоят неважно. Культура, считает он, может быть окупаемой, поэтому в качестве одной из задач министерства он видит увеличение инвестиционной привлекательности данной сферы. А. Вульф также сообщил, что хотя в планах стоит «борьба за бюджетные средства», необходимо переходить на многофункциональное финансирование, и привел в пример западные страны, где доля участие государства в финансировании тех или иных проектов колеблется от 20 до 30%. Кроме того, необходима оптимизация налоговых льгот для бизнеса, поддерживающего культуру, поскольку для многих компаний на первом месте стоят вопросы репутации.
   В свою очередь депутат Госдумы Александр Фоменко отметил, что участия крупных предприятий недостаточно, поэтому нужно думать, как привлекать компании другого уровня. Комментируя рассказ А. Вульфа о поездке по замкам Франции, которые переданы в частные руки и являются гибридами музеев и гостиниц, он назвал этот опыт интересным для решения проблем российских усадеб, сообщив, что «России замковый бизнес не грозит».
   Пограммный специалист по культуре Московского бюро ЮНЕСКО Любава Моревая сообщила, что в настоящее время наблюдаются трудности в поиске адекватных партнеров, а темпы глобализации таковы, что культурное наследие ставится под удар – теряется уникальность, поэтому крайне важно сохранить разнообразие. Причем важно сохранить не только консервационное, но и живое наследие. Любава Моревая подчеркнула особую важность межкультурного диалога.
   В свою очередь заместитель директора Британского совета в России Анна Генина рассказала об удачных британских проектах развития зон, находящихся в упадке, за счет создания музеев или развития творческой индустрии, отметив, что в России этот опыт может быть также использован. Задачу своей организации она видит в ознакомлении россиян с культурой Великобритании, создании партнерских проектов, в том числе и при сотрудничестве с региональными структурами. Кроме того, несмотря на то, что Британский совет располагает средствами на реализацию тех или иных проектов, участие бизнеса также является желательным, так как «денег, как всегда, недостаточно». В заключение она подчеркнула, что крайне важно подготавливать грамотные управленческие кадры в сфере культуры, которые будут пропагандировать культурные ценности.