24.05.2005  В борьбе за качество продукции производителям предложили добровольную сертификацию

   23 мая в Независимом Пресс-центре прошла пресс конференция на тему «Добровольная сертификация: будет ли обеспечено право потребителя на безопасность и качество продукции». Целью пресс-конференции было определить ситуацию, сложившуюся по проблеме качества товаров на потребительском рынке, а также выяснить, каким образом можно в современных условиях спасти потребительский рынок, давая, с одной стороны, возможность добросовестным производителям продукции выпускать свой товар, сохранив прежнее качество, и при этом препятствовать дальнейшему развитию предприятий, занимающихся фальсификацией продукции.
   Вопрос обсуждался с трех сторон: от лица государства выступил руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Григорий Элькин, от лица потребителей – директор Российского института потребительских испытаний (РИПИ) – Ирина Виноградова, взгляд бизнес-сообщества на проблему представил председатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Борис Титов.
   Григорий Элькин начал выступление с разъяснения некоторых важных аспектов нового законодательства в области технического регулирования – «нетарифного регулирования отношений, возникающих в процессе производства и обращения продукции на рынке». По словам Г. Элькина, ФЗ «О техническом регулировании» направлен на повышение объективности требований, которые государство делает обязательными для производителя. Если раньше эти требования устанавливались федеральными ведомствами и волевым порядком, то сейчас они могут устанавливаться только на уровне федеральных законов и только в исключительных случаях постановлением Правительства РФ, сказал он. Самое важное, считает Г. Элькин, что эти требования могут быть установлены только после того, как пройдут публичное обсуждение. Причем в процесс публичного обсуждения могут быть включены все заинтересованные стороны для того, чтобы высказать свое мнение. Это очень важно, но пока далеко не все заинтересованные стороны подключились к этому процессу, считает он.
   По словам Г.Элькина новое законодательство в области нетарифного регулирования должно решать одновременно две противоречивые задачи: с одной стороны, поднять уровень требований и постараться сделать их максимально объективными по отношению к производителям товаров и снизить давление на производителя. Но, с другой стороны, повысить эффективность защиты потребителя, т.е. уменьшить количество недоброкачественных и опасных для здоровья человека товаров, обращающихся на российском рынке. Г. Элькин отметил, что контроль над безопасностью продукции – функция государства, и ответственность за безопасность государство с себя не снимает.
   Г. Элькин также подчеркнул, что административная реформа привела к отделению надзорных органов от ведомств, устанавливающих нормы, что дало производителю возможность провести независимую экспертизу товара. Это шаг к тому, чтобы испытания стали независимыми, считает он.
   Г. Элькин отметил, что в законодательстве прописаны различные процедуры, позволяющие контролировать ситуацию на рынке и соблюдать установленные государством требования к товарам, в том числе, обязательную сертификацию.
   По мнению Элькина, эта эффективная во всем мире процедура, у нас претерпела эволюцию - несколько лет назад, в «быстром темпе» органы сертификации были переведены в свободную сферу. Г. Элькин считает, что вывод процесса сертификации из-под контроля государства «проходил слишком быстро и не без изъянов», поэтому сейчас процедуру сертификации в нашей стране нельзя назвать эффективно работающей на рынке. На рынке аккредитовано много организаций, ведущих недобросовестную деятельность. Общеизвестно, что сертификат можно купить за небольшую стоимость, подчеркнул глава Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. «Государство осуществляет инспекционный контроль, но всех в массе очень трудно уличить в недобросовестности», - подчеркнул Г. Элькин. Кроме того, организациям по сертификации, работающим добросовестно, чтобы выжить на рынке, приходится занижать стоимость испытаний или частично игнорировать какие-то испытания. Это отрицательно сказывается на уровне качества производимой продукции.
   Г. Элькин пояснил ИА «Альянс Медиа», что законодательство в области нетарифного регулирования может создать условия для того, чтобы потребитель отдавал предпочтение продукции высокого качества, но убрать с рынка товар низкого качества государство не может. «Закон «О техническом регулировании» не дает точного ответа на вопрос, на сколько лет посадить нарушителя», - подчеркнул он. Поэтому в системе технического регулирования большую роль играют суды, принимающие во внимание множество моментов, которые просто невозможно предположить в нормативных документах. Поэтому, по мнению Г. Элькина, техническое законодательство должно существовать в тесном взаимодействии с судебной системой, а реформа технического регулирования не должна обгонять реформу судебной системы.
   Г. Элькин считает, что за счет ужесточения контроля за производителем со стороны государства проблему повышения качества продукции не решить.
   Одной из важных задач он назвал повышение ответственности производителя за производимую им продукцию, в частности, добровольное декларирование товара производителем или добровольная сертификация. По словам Г. Элькина, если производитель самостоятельно без контроля третьей стороны декларирует, что его продукция соответствует требованиям, установленным государством, то в дальнейшем несет ответственность за товар, в том числе и в судебном порядке. Г. Элькин пояснил, что предприниматели идут на добровольную сертификацию чаще всего в тех случаях, когда показатели производимой ими продукции выше установленных государством. Он также отметил, что возглавляемое им ведомство готово поддержать новые тенденции, которые наметились в добровольной сертификации. И в частности, в совместной работе с Российским институтом потребительских испытаний.
   Директор РИПИ Ирина Виноградова начала выступление со слов: «Сейчас состояние качества на рынке очень интересное». Проблема, по ее мнению, в том, что на сегодняшний момент предприятия, руководствуясь статьей 46 закона о техническом регулировании, ссылаются на нормативы, установленные государством. Все ГОСТы не обязательны для исполнения. Однако нередко производители, позиционируя свои товары под «раскрученными» брендами и указывая на этикетках соответствующие ГОСТы, дописывают и изменяют не в лучшую сторону рецептуру. Так, при тестировании, проведенным Институтом потребительских испытаний, восьми образцов колбасы рецептуры «Столичная» главной находкой стал бактериальный препарат – ускоритель созревания. Он ( без указания на этикетках) был обнаружен в исследуемых образцах от производителей ЗАО «Микояновский мясокомбинат», ОАО «Мясокомбинат Клинский», ООО «ФЭС» и ООО «Фирма Мортадель». Эти производители отошли от рецептуры ГОСТа и скрыли от потребителя информацию о добавленных ингредиентах.
   По словам Виноградовой, если производитель использует известные советские бренды, такие как «Вологодское масло», «Сгущенное молоко», «Докторская колбаса» и др., он обязан соблюдать рецептуру в соответствии с установленным на эту продукцию ГОСТом. Однако тенденция на рынке такова, что очень многие предприятия за последние полтора года вытаскивают «раскрученные» бренды, в лучшем случае добавляя к названию свое слово, например «Докторская колбаса - Ивановская». При этом, Виноградова отмечает, что слово «Докторская» пишется «громко», а слово «Ивановская» нужно рассматривать под микроскопом. Покупатель естественно реагирует на слово «Докторская», не понимая, что ему предложен продукт другого, более низкого качества. Похожая ситуация происходит при производстве сгущенного молока. Эта проблема, считает Виноградова, «у всех уже на зубах завязла», ряд компаний (ГЛАВПРОДУКТ, ЗАО «Воронежмолконсерв») меняют технологию изготовления продуктов, пишут ГОСТ, но при этом в продукте 5% молока, а остальное – пальмовое масло.
   Руководитель РИПИ отмечает, что это принципиально новое состояние фальсификации потребительских товаров. Если в начале 90-х годов были откровенные подделки известных брендов, опасного для жизни качества, то сейчас фальсификация стала более изощренной. Покупателю очень сложно разобраться в выпускаемой продукции, самостоятельно провести сравнительный анализ качества идентичной продукции, выпускаемой несколькими производителями. По словам Виноградовой, пусть покупатель хоть десять раз прочитает этикетку, на которой указан ГОСТ, на деле у него нет никакой гарантии, что приобретенный продукт соответствует заявленным на этикетке параметрам.
   И. Виноградова считает, что это не только потребительская проблема, но и проблема добросовестных производителей. По словам И. Виноградовой, многие добросовестные производители отказываются работать на рынке. Выдерживать конкуренцию с фальсификаторами товаров, которые не вкладывают средства в совершенствование производства и технологию, добросовестным производителям становится все сложнее. «Это государственная проблема, поэтому мы должны решать ее сообща», - заключила И. Виноградова.
   Решение проблемы руководитель РИПИ видит в добровольной сертификации. По ее мнению, добросовестные производители могут пройти сертификацию в Российском институте потребительских испытаний, после чего им будет присвоен знак Системы добровольной сертификации - «РИПИ». Это станет «знаком качества» продукции, который гарантирует не производитель, и не ассоциация производителей, а независимый институт, учрежденный потребительской организацией. Виноградова подчеркнула, что за 12 лет ее работы в РИПИ не было ни одного повода упрекнуть организацию в ангажированности по отношению к тому или иному производителю.
   Но РИПИ не будет переориентирован сугубо на систему добровольной сертификации. Испытательная служба Российского института потребительских испытаний ежегодно тестирует тысячи наименований товаров, накопив знания о потребительском рынке в целом и по каждому сегменту потребительских товаров, и собирается продолжать работу по зондированию качества рынка, отслеживанию фальсифицированной продукции и выведению их с рынка товаров и услуг.
   Виноградова также сказала, что в планах организации – совместный с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии проект «Марка года». Цель его - при помощи телевидения дать возможность более широкой публике, не только в Москве, Санкт-Петербурге и ближайшем Подмосковье, узнать о новом «знаке качества». В ближайших планах РИПИ открыть филиалы вначале в 5-10 регионах, где сильно развита отрасль и есть институт контроля. По словам И. Виноградовой, на сегодняшний день далеко не в каждой области есть центры, способные проводить компетентные испытания товаров. В идеале на местах они должны быть, особенно для скоропортящихся продуктов, которые просто невозможно переправить для испытания в Москву. В дальнейшем РИПИ планирует расширить свою региональную сеть, увеличивая число независимых региональных испытательных центров.
   Выдавая сертификацию, РИПИ будет гарантировать потребителю соответствие качества продукции, поскольку будет проводить исследование продукции не только на соответствие с заявленными в сертификации качествами, но и предъявлять к продукции повышенные требования на соответствие высшим для отрасли стандартам. Кроме того, продукция будет автоматически проходить контроль безопасности.
   РИПИ предусмотрена также система обратной связи с потребителем. Если он увидит знак РИПИ на подозрительном товаре, он всегда может сообщить по «горячей линии» о своих опасениях. После чего РИПИ будет проводить собственное расследование.
   Однако, отвечая на вопрос ИА «Альянс Медиа», И. Виноградова не смогла определить даже порядок той суммы, которую производитель должен будет заплатить за добровольную сертификацию, чтобы получить «знак качества». Глава РИПИ только посетовала на жалобы производителей, что контроль на рынке стоит дорого, напомнив, что при этом еще ни один производитель не заплатил ее институту ни копейки за проведенные исследования. И. Виноградова также пояснила, что в «знаке качества» РИПИ, прежде всего, заинтересован сам производитель.
   Г. Элькин по поводу стоимости сертификации сказал: «Нет ответа на этот вопрос, основные затраты в сертификации – стоимость испытания, а оно разное по сложности для различных товаров». По мнению Г. Элькина, стоимость сертификации нельзя вырывать из экономической модели. Кроме того, «сертификация – это не просто сертификация». Это еще и знак качества, а это уже определенная реклама. Водка со знаком качества, обоснованно будет стоить дороже, поскольку в ее стоимость будут заложены затраты на сертификацию, но для покупателя – это гарантия качества, пояснил Г. Элькин. Тут же добавив, что на водочном рынке все равно подделают этот знак качества, какой бы он ни был защищенный, но это уже вопрос надзора со стороны государства. Но решать эту проблему надо комплексно, подчеркнул Г.Элькин.
   Председатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Борис Титов пояснил, что сертификация входит в затраты предприятия, но по сравнению с другими затратами ее сумма мизерна и не может привести к существенному удорожанию продукции.
   В целом глава «Деловой России» дал положительную оценку введению «знака качества» РАПИ: «Это очень выгодно нам, бизнесменам, прежде всего продвинутым производителям, у которых есть новейшее оборудование и современные технологии. Если раньше рынок был "дикий", то сегодня мы понимаем, что именно цивилизованный бизнес, правильная прозрачная схема работы значительно выгоднее, чем те риски, которые сопровождают ведение теневого бизнеса», - пояснил Б. Титов. Однако он добавил, что все это выгодно в условиях добросовестной конкуренции. Но сегодня, к сожалению, есть элемент недобросовестной конкуренции со стороны компаний, работающих на понижении себестоимости в ущерб качеству выпускаемой продукции. Институт добровольной сертификации должен помочь бороться с такими недобросовестными конкурентами.
   «Но не надо думать, что добровольная сертификация станет массовым явлением», - сказал Б. Титов. По его мнению, очень важно работать в этом направлении с крупными торговыми сетями, имя которых гарантирует, что продукция, продаваемая у них, качественная. Через такие сети должна осуществляться основная дистрибьюция. Б. Титов выступил и в роли простого потребителя, поделившись мечтой, что «через какое-то время мы все, потребители продукции, приходя в магазин за покупками, в первую очередь, будем смотреть, есть ли у него знак качества РИПИ, и если нет – отказываться от покупки».
   На вопрос ИА «Альянс Медиа» не окажутся ли малые предприятия на обочине цивилизованного рынка после активного внедрения дорогостоящей добровольной сертификации, Борис Титов заявил, что нельзя конкурировать на рынке за счет качества; и частный предприниматель, и глава крупной корпорации должен заботиться о том, чтобы его продукция соответствовала определенному уровню качества. Впрочем, по мнению Б. Титова, нельзя использовать недобросовестную конкуренцию, завышая требования по качеству или делая их односторонними, установив, например, какой-то один показатель, «и потом по нему причесывать всю отрасль по одной гребенке». Глава «Деловой России» считает, что деятельность такого рода должны конторолировать общественные организации.
   Б. Титов также пояснил, что создание центров контроля позволит предпринимателям сэкономить на расходах по созданию контрольного оборудования на предприятиях. «И малым, и большим, и средним предприятиям будет доступно испытание и возможность получения знака», - заверил он. Но процедура будет стоить одинаково, независимо от формы собственности предприятия.
   Г.Элькин отнес эту проблему не к техническому регулированию, а к экономике в принципе. «Если малое предприятие будет работать на одном рынке с гигантами, его экономика выбросит с рынка», - пояснил он.