17.05.2005 Москва: столичное правительство разработало программы развития ресторанного бизнеса и предприятий быстрого питания Заместитель руководителя Департамента потребительского рынка и услуг правительства г. Москвы Валентина Варфоломеева сообщила, что сегодня на потребительском рынке столицы работает более 10 тыс. предприятий общественного питания. Около 2,5 тыс. - рестораны, бары и кафе. Остальная часть предприятий занимается обслуживанием промышленных предприятий и предприятий малого формата, центров социальной защиты. Она также отметила, что в центральном административном округе на 1 тыс. жителей имеется свыше 20 посадочных мест предприятий общественного питания высокого ценового сегмента. По оценке В. Варфоломеевой, в столице возник дефицит предприятий общественного питания демократичного ценового уровня, особенно в отдаленных новых микрорайонах. В. Варфаломеева сообщила, что была проведена аккредитация 24 предприятий социального питания, для которых установлены льготные тарифы по оплате коммунальных платежей. С помощью выдаваемых органами социальной защиты путевок к ним прикреплены более 3,5 тыс. малообеспеченных граждан: ветеранов, одиноких пенсионеров. По оценке заместителя руководителя Департамента потребительского рынка и услуг правительства г. Москвы, для столицы этого мало. В настоящее время, по ее словам, планируется создание таких предприятий в каждой районной управе города. В. Варфоломеева также сообщила, что интерес предпринимателей к программе социального питания большой, поскольку в дневное время за счет того, что они кормят малоимущих граждан, предприятия имеют определенные льготы. После 16-17 часов такие заведения работают с другим уровнем наценки: как бары и кафе. Департамент потребительского рынка и услуг правительства г. Москвы, по словам В. Варфоломеевой, разработал утвержденную правительством г. Москвы программу развития предприятий быстрого обслуживания, которая стала частью программы по развитию предприятий "шаговой доступности", поскольку анализ инфраструктуры районов обнаружил дефицит маленьких продовольственных магазинов и предприятий службы быта. Планируется на площади в 300-400 кв. м. создавать предприятия, в которых расположится и небольшой магазин, и кулинария, и приемный пункт прачечной или химчистки. По словам В. Варфоломеевой, рассматриваются несколько вариантов таких мультипредприятий, поскольку профиль услуг будет зависеть от потребностей микрорайона. Также программа развития, по словам В. Варфоломеевой, предусматривает до 2008 года введение более трех тысяч предприятий "шаговой доступности". В соответствии с планами жилищного строительства и развития территорий каждой из 127 районных управ найдено 330 земельных участков. Кроме того, она сообщила, что в ближайшие 1,5-2 года планируется перейти от тонаров, коими Москва перенасыщена, к стационарным предприятиям с полным набором производственных помещений. Для населения такие заведения быстрого питания более безопасны, поскольку они будут иметь канализацию и водопровод - то, что обеспечивает соблюдение санитарных правил. Для предпринимателя экономически они также интересны, отметила представитель Департамента потребительского рынка и услуг правительства г. Москвы. В качестве второго направления деятельности были названы "народные рестораны". Например, на проспекте Мира, 99 уже два года работает ресторан "Грабли" по принципу линии самообслуживания: из 200 наименований меню потребитель сам отбирает то, что ему нравится, и на кассово-расчетном узле оплачивает свой обед. Средний чек этой линии "фри-фло" составляет 150-200 рублей. Сегодня "Грабли" принимают уже до трех тысяч посетителей ежедневно, - подчеркнула В. Варфоломеева, отметив, что будет предпринята попытка распространить этот формат и на студенческое питание. Также было упомянуто кафе "Му-Му". По мнению заместителя руководителя Департамента потребительского рынка и услуг правительства г. Москвы, широкий ассортимент, хорошее качество блюд, быстрое обслуживание и демократичные цены привлекают поток посетителей, создавая хороший экономический эффект для предпринимателя. В будни туда приходит огромное количество гостей города, студентов. Она также отметила, что в выходные дин "Грабли" и "Му-Му" становятся местами массового отдыха москвичей. В. Варфоломеева, рассказывая о методиках сохранения среднего уровня цен, сообщила, что сегодня подобрать оставшееся в собственности города нежилое помещение в аренду невозможно, так как 93% предприятий уже находятся в собственности. При этом в программе правительства Москвы прописано, что при строительстве инвестиционных объектов 25% идет в фонд имущества города. По словам В. Варфоломеевой, департамент при участии представителей округа рассматривает эти 25% площадей под предприятия потребительского рынка. Эти площади будут не выкупаться, а арендоваться предпринимателем напрямую у Департамента имущества города, - отметила представитель Департамента потребительского рынка и услуг. «Арендная плата, конечно, станет совсем другой», - резюмировала она. Что касается планируемых мест размещения «народных ресторанов», то В. Варфоломеева сообщила следующее: многие маленькие магазины после открытия поблизости гипермаркетов начинают влачить жалкое существование, а потому предлагают в аренду свои 700-900 кв. м. По ее словам, на первом этапе реализации программы Москва заинтересована в появлении "народных ресторанов" в местах массовых гуляний, например, в парке "Сокольники", в Измайлове, в зоопарке. Она также сообщила, что уже отобраны 12 земельных участков, которые проходят экспертизу. В ближайшие 1,5-2 месяца участки выставят на городской конкурс по определению инвесторов на строительство. Первые конкурсы на земельные участки и нежилые помещения "шаговой доступности" пройдут в июле-августе, - отметила В. Варфоломеева. Она подчеркнула, что процесс подготовки длителен, но при этом победитель конкурса получит полный пакет прошедших согласование разрешительных документов на открытие. Основным критерием отбора, по оценке заместителя руководителя Департамента потребительского рынка и услуг правительства г. Москвы, является опыт работы, финансовое состояние участника, а также квалификация его предприятия. В. Варфоломеева также сообщила, что многие сетевые ресторанные компании из регионов проявляют большой интерес, например, заявку на конкурс прислали рестораторы из Кемерова. Если предприниматель представит интересное для развития данной территории предложение, он будет освобожден от необходимости выкупа прав аренды на землю, - подчеркнула она. Таковы льготы, определенные правительством Москвы для предпринимателей, открывающих бизнес в выгодной для города сфере услуг, - подытожила В. Варфоломеева. |