16.05.2005 Для роста рынка страхования необходимо развитие малого бизнеса Совокупные страховые взносы за последние пять лет выросли в 2,8 раза, а в реальном выражении (без учета инфляции) - в 1,6 раза. В реальном выражении средний прирост премии в среднем за год составлял 16,8% в целом по рынку, 22,2% - по добровольным видам без учета страхования жизни, 40,5% - в обязательном страховании. При этом с каждым годом прирост премии в добровольных видах уменьшается, а доля страхового сектора в ВВП не только не растет, но даже и снижается: в прошлом году - с 3,2 до 2,8% по сравнению с 2003 годом. Замедление темпов роста дает повод говорить о стагнации рынка. Показатель сбора страховой премии сильно зависит от страхования жизни, которое более чем на 90% состоит из «зарплатных схем». Снижение абсолютной величины поступлений по этому виду страхования означает на самом деле как количественный, так и качественный рост рынка реального страхования. Рынок становится более цивилизованным, ассортимент услуг расширяется, а «схемы» постепенно сходят со сцены. Ряд компаний вовсе отказался от подобных операций и активно начал развивать реальное страхование. В прошлом году впервые взносы по обязательному страхованию (151,2 млрд рублей) превысили совокупные объемы поступлений по страхованию жизни (102,2 млрд рублей). До настоящего времени рост премий базировался на спросе со стороны крупных предприятий, бюджетных организаций и разнообразных заказчиков налоговой оптимизации или перевода капитала в офшоры. Потенциал роста за счет обязательных видов может показаться значительным и привлекательным, но это порочный путь. В целом обязательные виды не повышают интереса к страхованию и не способствуют росту страховой культуры, они вызывают недовольство и протесты, воспринимаются либо как налоги, либо как способ перекачки денег в чужой карман и могут негативно отразиться на имидже страховщиков. Попытки насаждать страхование сверху - путем введения все новых и новых обязательных видов - если и не обречены на провал, то в состоянии исказить структуру спроса и привести к снижению надежности рынка, ухудшению финансовых показателей и имиджа страховщиков. Регулирование платежеспособности и борьба с финансовыми махинациями - вот чем должна заниматься власть, вместо того чтобы увеличивать число механизмов обязательного страхования. Ключевыми факторами развития и роста рынка страхования являются его капитализация и наличие платежеспособного спроса. Только повышение спроса на добровольное страхование и продвижение соответствующих продуктов может стать основой реального устойчивого роста и основой роста капитализации страхового бизнеса. Для этого необходимо увеличение доходов населения и развитие малого и среднего бизнеса. Не менее важны инвесторы, в том числе иностранные, которые сумеют осуществить серьезные средне- и долгосрочные вложения в страховой бизнес, повысив его надежность. |