13.05.2005  Без сильных брендов и качественной сети дистрибуции трудно стать хорошим игроком на рынке

   На российском рынке напитков появился новый амбициозный игрок. О строительстве завода по производству безалкогольных напитков объявила компания Aqua Vision - подразделение VIP Group. Мощности завода рассчитаны на производство 300 млн литров в год - это более 10% объема всего российского рынка. Однако его участники сомневаются, что компании удаcтся занять хотя бы 1,5% рынка, и считают, что Aqua Vision строит бизнес для последующей продажи.
   "Aqua Vision строит крупнейший в России и Европе заводской комплекс по производству экологически чистых напитков, - заявил президент компании Станислав Одинцов.- Выпуском подобных напитков в России никто не занимается, так что мы сможем стать лидером этого сегмента".
   По его словам, в состав комплекса войдут завод по производству воды и соков мощностью 300 млн литров в год и автоматизированный дистрибуторский центр. Запуск в эксплуатацию производства площадью 140 тыс. кв. м, которое расположится в Истринском районе Московской области, намечен на вторую половину 2006 года. Инвестиции Aqua Vision в первую очередь завода составят 100 млн евро. Ассортиментный ряд, количество брендов и ценовую категорию в компании не разглашают. Выпускать планируется напитки эконом-класса и среднего ценового сегмента.
   Примечательно, что дистрибуцией продукции Aqua Vision займется недавно закрывшая бизнес по доставке товаров на дом логистическая компания "Служба 77", которую VIP Group купила за $15 млн в конце 2003 года.
   Участники рынка отнеслись к планам Aqua Vision весьма скептически. По их мнению, реализации намерений компании помешает ряд существенных препятствий. Так, директор по связям с общественностью компании "Мултон" Сергей Лавриненко считает, что заявленные мощности Aqua Vision российский рынок объемом в 2 млрд литров может не переварить. Для рынка объемом 2 млрд литров в год дополнительные 300 млн литров - серьезный объем. Без сильных брендов и качественной сети дистрибуции такой объем продаж представляется малореальным, говорит Лавриненко.
   "Рынок соков будет расти, но не революционными темпами",- считает директор по маркетингу компании "Троя-Ультра" Ирина Тимофеева. По ее прогнозам к 2007 году рынок напитков вырастет до 250 млн литров. Причем основной рост обеспечат напитки на основе чая и кофе, спортивные и энергетические напитки. В 2004 году потребление соков упало на 7-9%, а вот спрос на "энергетики" вырос на 35-40%", отмечает она.
   Но самое слабое звено в амбициозных планах Aqua по оценкам игроков - отсутствие раскрученной торговой марки. Чтобы новый продукт прижился на рынке, необходим сильный бренд, считает Лавриненко. При этом по оценке директора Euro RSCG Moradpour Никиты Огурцова, затраты на создание такого бренда составляют минимум $2-3 млн. Разработка брендинга, рекламной кампании потребует около $400 тыс., уточняет Огурцов.
   Немаловажная проблема - отсутствие у Aqua Vision налаженной дистрибуторской сети.
   Суммируя все трудности проекта, участники рынка считают, что единственный реальный вариант дальнейшего развития событий - последующая продажа бизнеса Aqua Vision крупному действующему игроку. "Если эта ниша будет хорошо развиваться, Aqua, возможно, захотят купить крупные производители",- полагает глава сокового направления "Нидан" Андрей Яновский.