13.05.2005 Продуманное решение о смене профессии даже в зрелом возрасте приносит пользу Решение о смене профессии в относительно зрелом возрасте никогда не дается легко. Столь серьезные перемены в жизни требуют от человека усилий и часто связаны с продолжительными периодами относительного дискомфорта. Но перед человеком, сделавшим осознанный выбор и нашедшим в себе силы преодолеть препятствия, как правило, открываются новые горизонты. Смена профессии часто связана с неудовлетворенностью от текущей работы. К тому же российское образование сильно оторвано от потребностей рынка и часто не дает молодым людям профессиональной ориентации, утверждает Наталья Куликова, партнер рекрутинговой компании HILL International. “В большинстве российских вузов отсутствует система профессиональной ориентации, поэтому молодые люди, как правило, выбирают образование на основе случайных факторов — рекомендаций родителей, простоты поступления, возможности избежать призыва в армию или же юношеских романтических представлений о профессии”, — полагает Куликова. Одной из причин радикальных перемен часто становятся финансовые проблемы. Гендиректор обувной компании Ralf Ringer Андрей Бережной получил в 1989 г. диплом инженера-электронщика и три года проработал по специальности. Но потом резко сменил профессию и занялся продажей обуви. Смене профессии, по его словам, предшествовали “новые времена” и необходимость “искать новый заработок”. Но просто продавать обувь Бережному достаточно быстро стало неинтересно, и в 1995 г. он начал ее производить. “Ни на обувщика, ни на директора специально не учился, много информации черпал из литературы, многое узнавал на собственном опыте”, — рассказывает он. Иногда смена профессии обусловлена развитием компании. Андрей Скворцов, генеральный директор компании Mercator Group, закончил кафедру метеорологии географического факультета МГУ. После окончания учебы он устроился на работу в молодую компанию Mercator и стал консультировать телеканал “Метео-ТВ” по визуальным компьютерным технологиям. В дальнейшем компания стала работать с центральными телеканалами, и Скворцов занимался компьютерной графикой для теленовостей. Когда же акционеры компании приняли решение о развитии нового направления бизнеса, Скворцову поручили заняться консультированием по проведению бизнес-презентаций. Однако наиболее распространенная причина смены специализации — желание расширить профессиональные компетенции и расширить область влияния на бизнес, полагает Ольга Щербакова, консультант компании Ward Howell. Так, Ирина Иванова, директор по маркетингу компании Nordmarine, получила образование инженера-электрика в ЛЭТИ, два года работала по специальности, потом была главным редактором глянцевого журнала, а через несколько лет стала главным редактором интернет-магазина “Озон”. “Когда у меня в подчинении было уже 40 человек, я поняла, что нужно систематизировать практические знания и менять сферу деятельности”, — рассказывает Иванова. Закончив Международный институт менеджмента в Санкт-Петербурге, она переехала в Москву, где ей предложили работу директора по маркетингу в российской косметической компании. Люди часто меняют специализацию в случаях, когда их опыт и квалификация позволяют попробовать себя в новом качестве, а новая позиция дает достаточно возможностей для самореализации, профессионального и карьерного роста, полагает Юрий Кожаров, консультант хедхантинговой компании Legal Search. Однако такой кандидат должен четко объяснить мотивацию перемен, а также иметь за плечами ряд успешно завершенных проектов. Если менеджер успешно работал в нескольких функциональных областях — финансах, продажах, управлении персоналом, то это один из наиболее вероятных кандидатов на позицию одного из первых лиц в компании. “Однако если кандидат проработал в нескольких местах, постоянно менял специализацию и не достиг ощутимых успехов, он не сможет претендовать на серьезную должность”, — добавляет Щербакова. |