11.05.2005  Санкт-Петербург: потребительскому рынку города указали путь развития

   Концепция развития потребительского рынка Петербурга на 2005-2007 гг., которая в ближайшее время будет рассмотрена на заседании правительства СПб, делает акцент на поддержку крупных торговых объектов и сетей.
   В свободном доступе документ можно прочитать на официальном сайте Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли администрации СПб (КЭРППиТ).
   Городская власть стремится достичь европейских показателей в торговле, поэтому в КЭРППиТ сетуют, что уровень обеспеченности населения торговыми площадями в 3 раза меньше аналогичного показателя в крупных европейских городах. В планах комитета - довести число стационарных магазинов до европейского уровня, а это само собой приведет к резкому сокращению павильонов и ларьков. Задача же мелкорозничной торговли - восполнять недостаток магазинов там, где он наблюдается.
   Как показывает концепция, торговая политика властей поддерживает развитие "супермаркетов, гипермаркетов, крупных торговых центров и вхождение на потребительский рынок Петербурга зарубежных и московских компаний". Число супер- и гипермаркетов должно возрасти с 170 до 235, общая торговая площадь предприятий розничной торговли - почти в 2 раза (с 1,6 млн м2 до 2,8 млн м2).
   Сегодня, по данным КЭРППиТ, каждая вторая покупка приобретается в сетевых магазинах; более трети общего товарооборота сформировано крупными и средними торговыми организациями. Товарооборот 6% самых крупных сетевых компаний составляет более 20% от общего товарооборота на рынке. Сетевых компаний - 180, они объединяют более 1,4 тыс. предприятий.
   "Через 5 лет торговые сети (и российские, и иностранные) обеспечат 50% от розничного оборота в целом, - отмечает Валентина Леонтьева, президент Всероссийского Союза предпринимателей торговли. - Их развитие будет сопровождаться проявлениями монополии, для предупреждения которой необходимо проводить государственную политику".
   Председатель Экспертного совета Санкт-Петербургского союза предпринимателей Леонид Аронов считает, что тенденция к развитию сетевой торговли наметилась давно и малым предприятиям пора искать на рынке собственные ниши. По его словам, небольшие магазины могут предложить то, что сетевым не под силу, например, индивидуальный подход к покупателю, эксклюзивный товар. "Им выгоднее быть специализированными, тогда будут не страшны никакие сети", - сказал он. Генеральный директор ЗАО "Арил" Наталья Андрианова также отметила, что небольшие магазины нужны городу, равно как и сетевые операторы. "Но власть должна делать различия между крупными игроками и малым бизнесом: у нас неравные возможности для конкуренции", - уточнила она.