03.05.2005 Санкт-Петербург: неопределенность формулировок федерального законодательства тормозит предпринимательскую деятельность в медицинской сфере Серьезным финансовым подспорьем, позволяющим удерживать кадры в здравоохранении, является предпринимательская деятельность медицинских учреждений, то есть оказание ими платных услуг. Но права учреждений в самостоятельном использовании заработанных таким образом средств постоянно подвергаются сомнению. С одной стороны, широкие права для использования платных услуг предоставляются Бюджетным кодексом РФ (статья 161), Гражданским кодексом РФ (статья 298). С другой стороны, статьи 41, 42 и ряд других Бюджетного кодекса РФ многие финансовые органы истолковывают так, что и при оказании платных медицинских услуг порядок оплаты труда должен быть таким же, как и при бюджетном финансировании. То есть при оплате труда медперсонала должна применяться только Единая тарифная сетка и ни копейки больше. В г. Санкт-Петербурге по этому поводу разразился скандал. Комитет финансов самовольно уменьшил процент на заработную плату в сметах медицинских учреждений, хотя деньги на выплату жалованья были получены за счет доходов от оказания платных услуг. Компромисс удалось найти с большим трудом. Иначе все это привело бы к тому, что платная деятельность медучреждений ушла бы в теневую сферу. Неопределенные формулировки не редкость и в других законодательных актах. Например, статья 135 Трудового кодекса РФ определяет, что установление заработной платы работников организаций со смешанным финансированием (бюджетные средства плюс доходы от предпринимательской деятельности) производятся в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций. Но все понимают это по-разному. Медицинские учреждения полагают, что Единая тарифная сетка касается только их бюджетной деятельности или деятельности в системе обязательного медицинского страхования. А вышестоящие органы часто говорят: статья 135 гласит, что зарплата в бюджетной сфере должна выплачиваться только на основании Единой тарифной сетки. Разночтение порождает конфликты. Иными словами, статья 135 ТК РФ нуждается в уточнении. Те же претензии можно отнести и к статье 145 ТК, которая касается порядка оплаты труда руководителя при оказании платных услуг. В Трудовом кодексе РФ вообще очень много статей, имеющих спорное толкование. В частности, юристы Санкт-Петербурга так и не пришли к единому мнению относительно того, регулируется ли статьей 73 ТК изменение условий оплаты труда не по инициативе руководителя учреждения, а по инициативе исполнительных органов государственной власти. |