28.04.2005  Российская таможня не дает «добро» на развитие экспортно-ориентированного малого бизнеса

   В рамках прошедше VI-ой Всероссийской конференции представителей малых предприятий прошло секционное заседание на тему «Поддержка экспортно-ориентированного малого бизнеса».
   Открывая работу секции, заместитель председателя Совета по развитию малого бизнеса и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации ФС РФ Павел Федирко обратил внимание участников на то, что с вступлением России в ВТО проблема развития экспортно-ориентированного малого бизнеса становится одним из главных вопросов. По мнению П. Федирко, этот вопрос необходимо рассматривать во взаимодействии с проблемой развития импортозамещающего бизнеса. «Мы должны понимать, что если не поставить экономический заслон для продукции с Запада, нашей экономике будет нанесен серьезный ущерб»,- отметил он.
   В своем кратком выступлении начальник отдела регулирования предпринимательской деятельности, конкуренции и рекламы Департамента госрегулирования в экономике Минэкономразвития Наталья Ларионова сказала, что Минэкономразвития определило поддержку экспортно-ориентированных малых предприятий в качестве одного из главных направлений ведомстенной программы МЭРТ по развитию малого бизнеса на 2005-2008гг. Н.Ларионова сообщила, что правительство приняло решение о субсидировании процентной ставки по экспортным кредитам предприятий малого бизнеса, компенсации им 50% затрат на получение сертификатов, лицензий и иных разрешительных документов, необходимых для вывоза российской продукции, а также компенсация 2/3 затрат субъектов малого предпринимательства на аренду выставочных площадей. Н. Ларионова подчеркнула, что направления деятельности Минэкономразвития по поддержке экспортно-ориентированного малого бизнеса ограничены из-за отсутствия «самой картинки состояния экспортно-ориентированного малого бизнеса». Исследования в этой области не проводились, и это является основным сдерживающим фактором развития малых предприятий, ориентированных на экспорт. Н. Ларионова отметила, что многие из представителей региональных органов власти не готовы к участию в правительственной программе, т. к. не имеют собственной оценки экспортного потенциала регионов.
   Также Н. Ларионова отметила, что программа экспортно-ориентированного малого бизнеса продолжит действие в 2006 году. «Мы хотим и готовы расширить наши программы предоставления субсидий малым предприятиям, и предложения, как это сделать лучше, будут востребованы в правительстве», - обратилась она к собравшимся.
   Первый вице-президент Московского центра развития предпринимательства Геннадий Аскинази в своем выступлении отметил, что оценка развития и современного состояния малого предпринимательства свидетельствует о нарастающих негативных тенденциях отставания в развитии предпринимательства в производственной и инновационной сферах. Основными причинами этого являются низкая конкурентоспособность продукции МП.
   По мнению Г.Аскинази, экспортный потенциал предприятий, производимых ими товаров и услуг является основным индикатором их конкурентоспособности на глобальных рынках.
   Ссылась на оценки аналитиков, Г. Аскинази сказал, что производственный малый бизнес Москвы находится на переходной стадии - формирования конкурентной среды не достигло еще того порогового уровня, за которым условиями выживания на рынке была бы конкурентоспособность товаров по отношению к лучшим мировым образцам. Конкурирование идет на уровне импортозамещения. При этом основным конкурентным преимуществом остается цена.
   Г. Аскинази отметил, что одна и та же отрасль в различных регионах может быть конкурентоспособной или не быть таковой. Отсюда в первую очередь должна быть проведена работа по анализу отраслей в привязке к условиям конкретных регионов, с целью их ранжирования в показателях конкурентоспособности и экспортных возможностей.
   По мнению Г. Аскинази, основные усилия государственной поддержки необходимо сосредоточить на отраслях, имеющих максимальный потенциал. Он определил ряд направлений, по которым такая поддержка должна осуществляться:
   - развитие регионально-производственых объединений и технологических зон в форме кластеров при одновременном упрочении связей между малыми, средними и крупными предприятиями с использованием механизмов субконтрактации;
   - использование «зонтичных» брэндов;
   - создание свободных экономических зон;
   - избирательное таможенное регулирование экспорта продукции и импорта технологий;
   - льготный режим для привлечения частных инвестиций;
   - разработка маркетинговых стратегий развития регионов, отраслей, кластерных объединений;
   - создание отраслевых центров внедрения и продвижения продукции на рынке.
   По словам Г. Аскинази, работа по поддержке конкурентоспособных организаций и росту их экспортного потенциала должна быть адресной и экономически оправданной. Начинать необходимо с составления перечня конкурентоспособных и имеющих перспективы стать таковыми малых предприятий. Дальнейший этап отбора организаций может реализовываться путем проведения специальных отраслевых и региональных конкурсов. «Именно к такой работе консолидировано приступили в настоящий момент Система межрегиональных маркетинговых центров и Система центров промышленной субконтрактации», - подчеркнул он.
   Как считает Г. Аскинази, серьезным препятствием выходу на зарубежные рынки для малых предприятий остается патентная незащищенность их передовых разработок. Защита международного патента - весьма дорогостоящее мероприятие, непосильное малым предприятиям. Выдача государственных грантов на патентование разработок, помощь в защите прав интеллектуальной собственности, создание с участием государства венчурных фондов могло бы положительно повлиять на рост конкурентоспособности в данном аспекте.
   Генеральный директор Межрегионального центра промышленной субконтракции и партнерства Артем Киселев сказал, что в отличие от крупных и средних предприятий единичное малое предприятие – «не боец на рынке». Опрос более 300 МП г. Москвы, проведенный в прошлом году, показал, что внешние рынки за пределами России рассматривают в качестве основных только 1,5 % малых предприятий; рынки СНГ -20%; региональные рынки -80%.
   А. Киселев также отметил, что единичные разрозненные предприятия не могут участвовать в таком важном процессе как повышение общей конкурентоспособности региона. Но, считает он, малый бизнес может участвовать в цепочке создания экспортной продукции на базе головного предприятия, а также в составе кластеров – реальных производственных объединений, объединенных неформально.
   По словам А. Киселева, кластерные проекты вызывают сейчас много непонимания, однако они перспективны и будут достаточно быстро развиваться. Не все регионы понимают выгоду создания кластеров на своей территории, однако «хотелось бы, чтобы кластерная теория была взята на вооружение» подчеркнул А. Киселев.
   Заместитель начальника управления инновационного развития и инфраструктуры Роснауки Геннадий Шепелев, отметил, что низкая доля российских предприятий на рынке инновационной продукции (по оценкам она составляет 0,3% мирового рынка) определяется слабой сбытовой системой большинства предприятий. «Наши малые предприятия не в состоянии представить себя на зарубежных рынках», - пояснил он. По словам Г. Шепелева, на внешних рынках практически отсутствует даже исходная информация о продукции российских инновационных предприятий. Решение проблемы можно искать в создании структур коллективного выхода на рынки (по аналогии с Рособоронэкспортом или советскими внешнеторговыми организациями, обслуживавшими экспорт отдельных отраслей).
   Г. Шепелев считает, что для продвижения наукоемкой продукции необходимо создать систему консалтинга в этой сфере. В настоящее время в России действует несколько десятков малых предприятий, специализирующихся в этой области. Основной проблемой, с которой сталкиваются такие фирмы, является низкий спрос на консалтинговые услуги в области организации сбыта на международных рынках. Причина, по-видимому, заключается в том, что российские предприятия не готовы оплачивать консалтинговые услуги, поскольку не представляют той выгоды, которую они могут приобрести в результате оказания таких услуг.
   В качестве примера успешной деятельности в этом направлении он привел пример реализации пролграммы по постановке работы в области маркетинга продукции инновационных предприятий в г.Бийске. Предприятия, участвовавшие в программе, за год увеличили объем производства на 18-39%, в то время как предприятия, не участвовавшие в программе, - только на 8-10%.
   Руководитель Городского информационно-аналитического центра (г.Москва) Валерий Нагих затронул проблему информационного обеспечения экспортно-ориентированных малых предприятий.
   Он сказал, что в отличие от крупных и средних предприятий, малые предприятиям не могут позволить себе такую роскошь, как заказ исследования по интересующему направлению. Однако в адаптированной информации по внешнеэкономической деятельности нуждается широкий класс потребителей – от руководителей региона до самих потребителей.
   По словам В. Нагих, такой информации нет «ни у налоговиков, ни у статистиков, ни у самих предприятий». Поэтому он выступил с предложением о создании многоуровневой системы мониторинга состояния и прогноза уровня конкурентоспособности экспортного потенциала малого и среднего предпринимательства. Создать ее можно на базе действующих информационно- аналитических центров и иных профильных организаций поддержки малого и среднего бизнеса. Мониторинг, по словам В. Нагих, необходимо осуществлять как на уровне товаров и товарных групп, так и на уровне производителей, отраслей и межотраслевых объединений, отдельных территорий и т.д.
   «Саму соль жизни» малых предприятий - экспортеров поведал президент ЗАО «Промбиофит» Николай Белов. Он сказал, что проблемой №1 для них остается сложное оформление экспортных поставок. По словам Н. Белова, для оформления экспортной поставки производителю продукции необходимо кроме оформления всех необходимых таможенных документов получить в налоговой инспекции подтверждение таможенной стоимости продукции. Чтобы получить подтверждение в налоговых органах, необходимо предоставить огромный набор документов. И поскольку перечень необходимых справок не оговорен ни в одном законе, налоговая инспекция «требуют все документы, которые только можно себе представить». Если же за рубеж отправляется изделие, приобретенное у кого–либо, то набор документов сокращается до одной счет-фактуры. То есть посредник имеет значительное преимущество перед производителем.
   Кроме того, по словам Н. Белова, при оформлении таможенных документов экспортер сталкивается с парадоксальной ситуацией: экспортные пошлины на вывоз продукции значительно меньше импортных пошлин на ввоз продукции, что сделано, очевидно, для стимулирования экспорта. Однако таможня, имея план по сбору пошлин, совершенно не заинтересована в проведении экспорта, который не способствует выполнению этого плана. «Малому бизнесу приходится искать пути, чтобы как-то заинтересовать работников таможни. Все прекрасно понимают какие это пути», - пояснил Н. Белов. В результате цена продукции, поставляемой за рубеж, возрастает в два раза, что никак не способствует увеличению сбыта.
   Он также подчеркнул, что при экспонировании продукции на зарубежных выставках практически невозможно оформить продажу выставочных образцов непосредственно со стенда. Поэтому этот образец приходится везти обратно в Россию, а затем отправлять заказчику, что, естественно, значительно удорожает его стоимость и не способствует увеличению спроса.
   Н. Белов отметил, что возврат НДС становится также весьма трудоемкой операцией. в результате зачастую возникают споры с налоговыми органами и внеплановые налоговые проверки.