27.04.2005 Германия: семейная розничная сеть Das Depot процветает на фоне экономического спада Семейная компания Gries Deco была основана в 1948 г. и занималась производством рождественских украшений и аксессуаров. В начале 90-х гг. Gries Deco пришлось измениться. Компания открыла розничную сеть Das Depot, торгующую домашними украшениями и аксессуарами. Сеть насчитывает 65 магазинов и продолжает расти даже в период застоя в экономике Германии. Трудно поверить, что эти безделушки продаются рядом с главной торговой улицей Франкфурта, в самом центре переживающей упадок Германии. Считается, что мрачное настроение немецких покупателей тормозит экономику континентальной Европы. По официальной информации, потребление частного сектора в Германии снизилось в прошлом году на 0,4%. Однако прижимистые немцы враз сметают обычные свечи, которые в магазинах сети Das Depot представлены как модные украшения для дома. В успехе Das Depot нет ничего случайного. По крайней мере, так считает 33-летний Кристиан Гриз, руководитель семейной компании Gries Deco, которой принадлежит сеть магазинов. “Все дело в том, что мы торгуем эмоциями: мы продаем вещи, которые повышают людям настроение”, — утверждает Гриз. Возможно, именно это выделяет Das Depot среди конкурентов — немецких розничных сетей. Их борьба за выживание происходит на фоне стагнации немецкой экономики и роста ценовой конкуренции. В результате розничные продавцы получают мизерные прибыли. Но Гриз говорит, что конкуренция не аргумент. “Компании, которые твердят, что все плохо, должны, скорее всего, винить самих себя. Посмотрите на H&M и Zara. Почему они успешны? Они не стоят на месте и часто меняют коллекции, стремясь к разнообразию покупательского опыта”. Сама Gries Deco ярко продемонстрировала способность к адаптации, обратившись к зарубежным инвесторам. В ноябре прошлого года инвестиционная компания 3i из Великобритании объявила о намерении вложить в компанию Gries Deco 10 млн фунтов стерлингов ($13 млн), а также оказать поддержку в развитии. Предложение 3i позволило отцу Гриза выйти из бизнеса. Его 40% акций перешли к 3i. Майкл Гриз, которому сейчас 53 года, живет в Швейцарии. Однако он все еще отвечает за франчайзинг в Швейцарии и на Майорке. Теперь его сын Кристиан продолжает перестраивать компанию, основанную его дедом в 1948 г. Изначально Gries Deco производила рождественские венки и аксессуары для цветочных украшений, например, искусственные красные яблоки и грибы из ваты. Немецкое экономическое чудо привело к увеличению затрат и заставило компанию перевести производство в Юго-Восточную Азию. Но к началу 90-х универмаги, которые снабжала Gries Deco, последовали ее примеру и обратились к азиатским производителям. “Почти за одну ночь наш оборот сократился вдвое. В нас просто больше не нуждались”, — вспоминает Кристиан Гриз. В результате этого кризиса родилась идея открыть собственные розничные точки и создать национальную сеть. “Розничный бизнес успешен в двух случаях: если у вас 1-2 магазина, которые вы тщательно контролируете, или развитая сеть. Сложнее всего управлять 5-10 розничными точками”. Как рассказывает Гриз, у него была возможность обратиться к немецким банкам, но он считает, что 3i предложила более выгодную сделку. Вместе с деньгами компания Gries Deco получила также и группу “советников”. Среди них несколько опытных менеджеров в области розничной торговли. “Немецкий банк просто дал бы денег, и все”, — говорит Гриз. Недавно было устранено одно из возможных препятствий для амбициозных планов Гриза. Германия пересмотрела законы о торговле и позволила магазинам работать до восьми часов вечера с понедельника по субботу. Еще несколько лет назад эта идея казалась революционной. Гриз очень доволен этим решением. Правда, ему хотелось бы, чтобы магазины могли работать и по воскресеньям. Возможно, Гризу повезло больше других — ему в наследство достался развитый семейный бизнес с командой опытных менеджеров. Тем не менее он считает себя сторонником жесткого подхода к управлению. “Я думаю, так происходит по всей Европе. Если у тебя нет четкой концепции бизнеса — успеха не жди. И не важно, из какой ты страны”. |