20.04.2005  Репрессии против "пиратов" неэффективны без снижения цен, считают эксперты

   Более миллиона пиратских дисков изъяли на днях сотрудники милиции в ходе спецоперации в Москве. Этот карательный рейд не первый и не последний, но эффект от них невелик. Специалисты уверены, что вести борьбу с нелегальной кино- и музыкальной продукцией бессмысленно до тех пор, пока стоимость легальных аналогов не снизится в шесть-семь раз.
   Руководитель пресс-службы столичного УБЭП Филипп Золотницкий рассказал, что ежегодно в Москве заводится несколько сотен уголовных дел, связанных с производством и распространением пиратской продукции. По его словам, за 11 месяцев 2004 года в Москве было ликвидировано 17 нелегальных производств, зафиксировано более 2 тыс. нарушений, связанных с изготовлением и продажей музыкальной и кино-продукции, в цехах изъято около 10 млн. дисков и 3 млн. видеокассет. «Сумма предотвращенного ущерба составляет 181 млн. руб., – сообщил г-н Золотницкий. – Однако сумма причиненного ущерба существенно больше – приблизительно 410 млн. руб.».
   По официальным данным Роспатента, оборот всей поддельной продукции в России оценивается в 80–100 млрд. руб. в год. В результате бюджет ежегодно не досчитывается 30 млрд. C октября прошлого года по январь нынешнего эксперты Гильдии по развитию аудиовидеоторговли (ГРАВТ) проводили мониторинг торговых точек Москвы, реализующих диски и кассеты. Было визуально обследовано 940 торговых объектов. Выяснилось, что лишь 215 предлагали только лицензионный продукт. В 455 павильонах продавались как лицензионные, так и пиратские копии. В 270 – только нелегальная продукция.
   Специалисты уверены, что эффект дадут не репрессии, а экономические меры. Та же ГРАВТ провела опрос среди покупателей. На вопрос, какую продукцию – лицензионную или «пиратскую» – предпочитают приобретать москвичи, 82% заявили, что хотели бы покупать лицензионные диски и кассеты, и только 5% предпочитают пиратские аналоги. Вопрос упирается в цену легальной продукции. Платить 700–900 руб. за CD покупатель не согласен. Потребители отмечают, что выгоднее заказывать продукцию напрямую из США, чем приобретать ее в крупных легальных магазинах.
   Впрочем, российские продюсерские компании и сами это понимают. Сейчас в ряде музыкальных магазинов, а также в обычных супермаркетах продаются видеокассеты, CD и DVD-диски по цене, приближенной к контрафактной. Прибыль с продажи каждого экземпляра, конечно, меньше, зато растет оборот.