20.04.2005 Санкт-Петербург: аренда магазинов дорожает на 15-20% в год Инвесторы заявили, что в этом году будет открыто 18 новых торговых комплексов. Однако эксперты полагают, что в лучшем случае получится реализовать лишь половину заявленного. Тем временем арендные ставки в действующих торгцентрах растут: началась конкуренция между арендаторами за наиболее привлекательные места. По данным компании “Бекар. Коммерческая недвижимость”, в 2004 г. петербургский рынок торговых площадей в торговых центрах вырос примерно на 270 000 кв. м – до 1,2 млн кв. м. Сейчас в Петербурге функционирует около 60 крупных торговых центров, около 30 объектов находится в состоянии строительства и реконструкции. По количеству введенных комплексов устойчиво лидируют спальные районы – Выборгский и Приморский. Самый высокий уровень активности строительства и реконструкции сейчас наблюдается в Выборгском, Московском и Приморском районах. В 2005 г. инвесторы обещают увеличить рынок торговой недвижимости на 500 000 кв. м — именно столько, по словам Игоря Лучкова, руководителя отдела оценки и аналитики компании “Бекар. Коммерческая недвижимость”, заявлено к открытию. Однако фактический ввод скорее всего окажется гораздо ниже запланированных показателей. “Задержки будут обязательно. Учитывая петербургскую практику, можно ожидать, что сроки сдачи части проектов будут перенесены на 2006 г.”, — уверен Лучков. Чаще всего сроки срываются из-за сложностей в получении и оформлении недвижимости, а также недостатка финансирования. Менеджер по маркетингу консалтинговой компании “Астера” Наталия Малеева прогнозирует ввод в 2005 г. около 340 000 кв. м торговых площадей, что, по ее словам, примерно вдвое меньше заявленных объемов. По данным “Астеры”, в этом году можно ожидать ввода 18 торговых комплексов, семь из которых специализируются в первую очередь на продовольственной торговле (это четыре магазина сети cash & carry “Лента”, два центра “О'Кей” и торговый комплекс “Рамстор”). По мнению Малеевой, многие московские и западные торговые компании не рассматривают Петербург как потенциальный рынок сбыта. Отсутствие интереса объясняется в первую очередь сравнительно невысокой покупательной способностью петербуржцев: по итогам 2004 г. товарооборот петербургской розницы составил около 202,5 млрд руб., тогда как москвичи потратили на покупки около 1,4 трлн руб. С ней не согласна гендиректор компании Stanley Estate Мария Тиника. “Покупательная способность здесь действительно ниже, однако выход в Петербург — это часть имиджевой политики многих компаний”, — говорит она. Президент группы компаний “Аверс” Михаил Зельдин указывает, что ликвидные с точки зрения расположения площади остаются локомотивом повышения арендных ставок. Темпы их роста в 2004 г. он оценивает на уровне 15-20%. В этом году ставки, по его мнению, вырастут еще на 10-15%. Малеева считает, что в прошлом году аренда торговых площадей подорожала на 10-15%. |