20.04.2005  Виртуальная коммерция хочет стать реальной

   На пресс-конференции руководства интернет-магазина Ozon были представлены итоги работы в прошлом году, а также стратегия развития на ближайшие два года. По словам представителей Ozon и группы компаний PPE, куда входит интернет-магазин, общая ситуация на рынке электронной торговли России такова, что позволяет прогнозировать его стабильный рост, в том числе и по количеству покупателей, на ближайшие пять лет. Особые надежды возлагаются на регионы, которые сейчас в меньшей степени охвачены дистанционной торговлей. Ozon собирается увеличить там свое присутствие и выйти за рамки виртуального магазина.
   По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), в 2004 г. объем российского рынка электронной коммерции составил 3,2 млрд долл. Из них на сегмент B2B пришлось 442 млн долл., B2C – 662 млн, B2G – 2,130 млрд. Маркетинговое исследование рынка также показало, что Интернет для продажи услуг и товаров использует 61% компаний, а позитивно оценивают этот канал продаж 55% участников опроса. В сегменте B2C основная доля продаж приходится на компьютеры и оргтехнику (около 44%), 27% – на бытовую технику, а 4% – на продажи книг, CD и MP3-дисков. Практически все участники рынка электронной коммерции отмечают его рост: в 2003 г. его объем составлял 937 млн долл., но к первому кварталу 2004 г. превысил 1 млрд. В этом году ожидается его прирост на 50-70%. При этом многие считают, что реальные показатели развития рынка выше – в частности, только по сегменту B2C, по некоторым оценкам, рост составил 2-2,5 раза.
   Интернет-магазин Ozon присутствует на рынке с 1998 г. и считается одним из крупнейших среди участников online-торговли. В 1999 г. его акции приобрел ru-Net Holdings, а в 2003 г. владельцем магазина стала PPE Group. По итогам 2004 г., озвученным на пресс-конференции, совокупный доход Ozon составил 22,077 млн долл., что в 2,2 раза больше, чем в 2003 г., а чистая прибыль составила 1,2 млн долл. 82% заказов приходится на территорию России, еще 12% – на продажи за рубежом (всего в 2004 г. туда было отправлено 449 тыс. заказов). При этом большая часть российских заказов приходится на Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток и Тюмень. В структуре продаж преобладают книги – на них приходится 41%, затем следуют DVD-диски – 17%, букинистические издания и раритеты – 10%, аудио CD – 8%. В целом за прошлый год интернет-магазин продал 1 млн экз. книг и 125 тыс. DVD-дисков.
   Надо отметить, что большие объемы продаж книг через Интернет обусловлены еще и тем, что оффлайновые дистрибуционные сети не справляются с тем количеством наименований, которое появляется на рынке. До розничных магазинов доходит лишь каждая 5-6 книга. «У нас плохо продается массовая литература, но есть позиции, которые мы можем продать лучше, чем другие, – прокомментировал ситуацию генеральный директор магазина Владимир Долгов. – Например, прошлым летом за две недели мы продали 1 тыс. экз. «Кода Да Винчи» Дэна Брауна. Кроме того, ассортимент среднего книжного магазина составляет сейчас около 20 тыс. названий. Мы же продаем все, что есть на рынке».