20.04.2005 Челябинская область: въездной туризм может стать важной частью экономики региона Челябинская область обладает значительным потенциалом для развития въездного туризма. Во-первых, это богатые рекреационные ресурсы региона (преимущественно на западе): большое количество озер, сапропелей, наличие национальных парков ("Зюраткуль", "Таганай", Ильменский заповедник). В отличие от Среднего Урала здесь более мягкий климат и больший перепад высот. Во-вторых, Южный Урал богат историческими памятниками. Главным объектом в историко-познавательном направлении туризма является музей-заповедник Аркаим - "Страна городов", на территории которой сохранились древнейшие городища - они возникли раньше Трои. Ежегодно с мая по сентябрь Аркаим посещают более 20 тыс. человек. Здесь их привлекают музей древних производств, экскурсионные объекты "Жилище каменного века", курган "Темир", исторический парк с макетами погребальных сооружений. Также в регионе находятся уникальные памятники старинного металлургического производства (Касли). В-третьих, на Южном Урале довольно развитая туристическая инфраструктура, которая наиболее активно стала достраиваться в последние три-четыре года: идет реконструкция областных санаториев и профилакториев, создаются горнолыжные центры, строятся новые гостиницы и развлекательные центры. Эксперты считают, что реализация потенциала туристического бизнеса в Челябинской области может способствовать подъему таких отраслей, как пищевая, рекламно-полиграфическая, строительная, легкая промышленность, сфера образования (подготовка профессиональных администраторов, горничных, портье, официантов, аниматоров), а также компаний, специализирующихся на изготовлении оборудования для активного отдыха, лечебной зоны санаториев, салонов красоты, тренажерных залов, аквапарков, бассейнов. Развитие туриндустрии на Южном Урале замедляется рядом обстоятельств. Первое обусловлено федеральным законодательством. Практически все земли, на которых строятся туристические комплексы, находятся в государственном лесном фонде. Их нельзя купить, можно только получить в долгосрочную аренду, что сдерживает инвестиции в туристическую сферу. Вторая проблема связана с трудностями внутри самого туристического бизнеса в Челябинской области. Туристы, приезжающие зимой на Южный Урал из других регионов России и из-за рубежа, хотят посетить не один, а сразу несколько горнолыжных центров, поскольку каждый из них уникален по своим рекреационным возможностям, типу трассы и видам предлагаемых развлечений. Но кооперация между туристическими компаниями Челябинской области пока не налажена. Пока областная власть проявляет не системное, а точечное внимание к развитию туриндустрии. Так, реальное финансирование из регионального бюджета имеет только музей-заповедник Аркаим. Остальные туристические объекты в Челябинской области, включая здравницы, находящиеся на балансе регионального бюджета, развиваются преимущественно силами обслуживающих их организаций и частных лиц. |