19.04.2005  Москва: в сетевых универсамах обманывают, как на рынке

   Госторгинспекция провела тотальную проверку столичных сетевых супермаркетов. Итоги плачевны: в престижном магазине покупатель рискует быть обманутым ничуть не меньше, чем на грязном рынке.
   В последнее время обманутые москвичи завалили столичную Госторгинспекцию многочисленными жалобами на супермаркеты города. Это и стало причиной тотальной проверки. «Рост жалоб москвичей на разного рода нарушения правил торговли и прав потребителя отмечается по всем секторам розничной торговли в столице, – сообщили в городском департаменте потребительского рынка и услуг. – Только за минувший год поступило почти 4,5 тыс. заявлений от граждан. Это на 4,6% больше, чем в 2003 году».
   В 9 из 10 случаев москвичи недовольны работой магазинов, и лишь в каждой десятой жалобе фигурируют предприятия общественного питания. По данным столичных властей, причина 40% жалоб – неудовлетворительное качество продовольственных и промышленных товаров, 12% – обман покупателей, 14% – иные нарушения прав потребителей.
   Как рассказала инспектор Госторгинспекции Мария Рогова, если в простых магазинах, как и на рынках, покупатели сталкиваются чаще лишь с прямым обвесом и обсчетом, то автоматизированные компьютерные системы в супермаркетах позволяют жуликам изобретать десятки изощренных способов обмана.
   Даже в продвинутых супермаркетах нередко практикуется такой вид обсчета, как «лишняя покупка». Никакой штрихкод не поможет, если, скажем, вместо пяти бутылок пива вам пробивают семь. Это случается чаще всего тогда, когда через сканер проходит не каждая покупка одного наименования, а одна с последующим умножением. А еще специалисты предупреждают, что при введении штрихкода в кассовый аппарат вручную вероятность обсчета резко возрастает.
   Если кто-то думает, что в супермаркетах не обвешивают, то это глубокое заблуждение. Фокус в том, что уже расфасованные товары оцениваются не по массе нетто, а по массе брутто. Это означает, что за каждый грамм упаковки покупатель платит по цене, скажем, завернутой в нее осетрины. Если продукты фасуются централизованно, что практикуют многие сети супермаркетов, обманутыми оказываются все покупатели. Кроме того, иногда фасовщики используют более толстую пленку, чем положено.
   Есть и другой способ обвеса. Основан он на том, что многие продукты имеют свойство усыхать и терять при этом в весе. Например, поступило в магазин 100 кг бананов, полежали они недельку и усохли в общей сложности на пару-тройку кило. Чтобы экзотический фрукт «худел» без ущерба для продавца, бананы сразу же фасуются в пакеты, на них наклеиваются этикетки с весом и стоимостью. «Чтобы не платить за воздух, покупателям надо просто-напросто перевешивать фасованный товар, а не слепо верить этикеткам», – советует госторгинспектор.
   В последнее время распространен и такой способ, как «поимка вора». Схема комбинации донельзя проста: кассир не пробивает одну единицу купленного вами товара. Покупатель, не заметив этого, отходит от кассы. На выходе контролер просматривает чек и фиксирует неоплаченную колбасу, которая считается украденной. Охрана отводит покупателя в свою «каморку» и предлагает не усугублять ситуацию – обойтись без милиции. Большинство «воров поневоле» в таких случаях соглашаются разойтись миром, оплатив «украденный» товар в тройном размере. Доказать, что покупатель не собирался ничего красть, практически невозможно – местная милиция чаще всего знакома с охраной супермаркета и займет ее сторону.
   Адвокаты напоминают, что с правовой точки зрения охранники – никто, они могут лишь задержать покупателя до приезда милиции, но не имеют права ни отводить к себе в комнату, ни досматривать, ни применять насилие. Покупателю в данном случае надо твердо стоять на своем. К тому же пугать уголовной ответственностью покупателя можно, если цена «похищенного» товара превышает 500 руб. Если она ниже, это вопрос административного производства.
   Самый распространенный случай нарушения правил торговли в больших магазинах – подмена ценников, неправильно развешанные ценники, неверная информация на них. Покупатель кладет в тележку товар, будучи уверенным, что он стоит одну цену, а на кассе узнает, что этот товар значительно дороже.
   Еще один «продвинутый» подвох – это «программная ошибка» в электронной системе кассовых аппаратов. В торговом зале ценник на товаре стоит один, а на кассе при автоматическом считывании штрихкода сканером оказывается, что товар стоит совершенно других денег, гораздо больших.
   Еще один способ применения компьютерных технологий в процессе обмана покупателя применяется в процессе получения товара на складе. Это так называемый непрямой обсчет, когда администрация магазина распоряжается установить, скажем, на хлеб торговую наценку 20%, а в отчетной документации для налоговых органов у них проходит 10%. Поставщик нередко предлагает тот же товар по более низкой цене, но наценка не в процентах, а в живых деньгах остается той же. Исключение составляют лишь те случаи, когда поставщики сами отслеживают цену, устанавливаемую на товар.
   Совместную с Мосторгинспекцией проверку качества продукции, реализуемой в крупных сетевых магазинах Москвы, провела недавно и Московская государственная инспекция по качеству продовольствия (МосГик). По словам начальника МосГик Людмилы Гордиенко, многие супермаркеты реализуют продукты с истекшим сроком хранения, без соответствующих документов, указания стандартов и юридических адресов производителей. В результате из 118 тонн проверенной продукции забраковано: 76% – овощной, 2,9% – мясной, 0,5% – рыбной; 35,6% бакалейных товаров и кондитерских изделий; 4,3% молочных продуктов; 12,3% мясных и рыбных консервов; 2,8% пива, винно-водочных и безалкогольных напитков.