18.04.2005  Санкт-Петербург: выжить на рынке малым производственным фирмам поможет маркетинг

   
   В России есть программы поддержки отечественной промышленности и малого бизнеса. Но на практике выжить таким предприятиям сложно. Небольшая производственная фирма поставлена в неравные условия с крупными компаниями. Она получает энергоносители через крупные предприятия, а значит, с накрутками до 25%, что переходит на себестоимость конечной продукции, говорит главный инженер ОАО “Концерн “Авента” (Санкт-Петербург) Леонид Шакуров. Российское законодательство под предлогом обеспечения различных видов безопасности заставляет содержать целый ряд специалистов, что обременяет бюджет малых предприятий. Сложно получить доступ к оптовым рынкам материалов, которыми пользуются крупные компании.
   В малых фирмах находят способы снизить издержки, но затраты на единицу продукции в итоге оказываются не ниже, чем у крупных предприятий. Все это следовало бы учитывать при организации тендеров по городскому заказу. Эти процедуры должны ориентировать на конечный результат, а не на сиюминутные выгоды для госбюджета.
   Нельзя также выпускать из-под госконтроля цены монополистов. А один из эффективных способов поддержки малых предпринимателей - предоставление им льготных схем финансирования в рамках приоритетных макроэкономических задач.
   По словам генерального директора компании “Станкопром СПб” Александра Седова, одно из средств выжить на рынке - маркетинг, который предполагает исследования конъюнктуры, участие в выставках, рекламу. И это - уязвимое место для многих отечественных поставщиков продукции машино- и станкостроения.
   Перестраивать крупные станкозаводы сложно, они отягощены издержками, связанными с содержанием больших территорий, недвижимости, складских запасов. Госполитика пока не создает условия, стимулирующие предприятия постоянно обновлять номенклатуру продукции. А иногда государство даже сдерживает реструктуризацию под предлогом, например, заботы о сохранении оборонного потенциала страны. В таких условиях средства господдержки расходуют не столько на инновации, сколько на покрытие нерациональной системы расходов. И если ничего не менять, то потребители все чаще будут вынуждены покупать импортную продукцию, которая подчас и качественнее, и дешевле.