12.04.2005 Страховая защита для малого и среднего бизнеса Пока мало кто из российских предпринимателей решается раскрыть над своим бизнесом настоящий "страховой зонтик" - создать всеобъемлющую защиту от рисков с помощью комбинации различных страховок. Страхование имущества компании - может стать первым шагом в этом направлении. Минувший год для страховщиков прошел под знаком частной собственности. При общем росте объемов страхового рынка примерно на 9% до 471,6 млрд рублей сборы по страхованию жизни уменьшились на 32% до 102,2 млрд, в то время как объем премий по страхованию имущества, напротив, увеличился на 22% до 153,1 млрд. Предприятиям при получении банковских кредитов или оборудования по лизингу в обязательном порядке необходимо застраховать имущество, оставленное в залог. Компаниям разрешено относить расходы по имущественному страхованию на себестоимость. Использовав эти зацепки, агентства предлагают фирмам комплексные продукты, где к имущественной страховке прилагаются защита от простоя предприятия в результате порчи имущества и страхование ответственности владельцев опасного производства, а в последнее время начали активно продвигать специальные программы для малого и среднего бизнеса. Страхование имущества - один из старейших видов этого сектора услуг, его предлагают большинство крупных универсальных страховых компаний. Застраховать можно как основные, так и оборотные средства предприятия. Как рассказал исполнительный директор Русского страхового центра (РСЦ) Михаил Стадничук, страхование корпоративных клиентов компания осуществляет с учетом особенностей конкретного предприятия. Чаще всего бизнесмены желают оградить свои главные производственные активы, непосредственно занятые в процессе создания добавленной стоимости. Другая тенденция последних двух лет - помощь страховщиков в проведении анализа и усовершенствовании системы риск-менеджмента на предприятии. В последнее время наблюдается увеличение количества компаний, у которых есть собственные риск-менеджеры. В их задачи входит выявление и управление потенциальными рисками предприятия. Как следствие, возрастает требовательность к страховщикам и их программам, рассказывает пресс-секретарь "Ингосстраха" Наталья Горгидзе. В компании действует программа по подготовке риск-менеджеров для клиентов, ее цель - сформировать механизм принятия внутрикорпоративных решений в области управления рисками и страхования. По словам Натальи Горгидзе, важно, чтобы риск-менеджер компании увидел потенциальный риск изнутри и привел руководство к осознанию того, какие формы страховой защиты и в каком объеме нужны для бизнеса. Страхование - это еще и расходная часть бизнеса: вопросы бюджетирования расходов также находятся в компетенции риск-менеджера. В начале года сразу несколько крупных игроков решили предложить специальные программы защиты для малых и средних предприятий. "Ренессанс Страхование" в феврале приступила к реализации программы "Стабильный бизнес", ориентированной на компании с годовым оборотом до 100 млн рублей и штатом до 50 человек. Пакет включает страхование имущества, убытков от перерыва в производстве, общегражданской ответственности, грузов, автотранспорта, а также страхование сотрудников от несчастных случаев и ДМС. В программе есть несколько специальных опций для небольших фирм: например, возможность отказа от претензий к арендодателю (выплата страхового возмещения даже в такой ситуации, когда вина за страховой случай лежит на арендодателе компании), распространение действия полиса на имущество, купленное после оформления договора или не включенное в полис, страхование ценных документов и наличных денег. В "Росгосстрахе" отметили, что страхование для представителей малого и среднего бизнеса может быть удобно при наличии стандартизованного, типового страхового продукта, удовлетворяющего основным потребностям этого специфического сегмента рынка. Поэтому компания вывела линейку "Росгосстрах-бизнес", один из ее блоков называется "Имущество". Как показывают результаты социологических исследований этого страховщика, мелкие предприниматели предпочитают классическое страхование имущества. В целом предприниматели малого и среднего бизнеса опасаются следующих рисков: ухудшения экономической конъюнктуры, утраты или повреждения оборудования, помещений, автотранспорта, текучести кадров, банкротства. |