11.04.2005  Кемеровская область: сеть бутербродных “Подорожник” доросла до крупных городов

   Начав 10 лет назад продавать в Кемерове горячие бутерброды, супруги Татьяна и Владимир Фомины построили крупнейшую в России по количеству торговых точек сеть стрит-фуда “Подорожник”. Сейчас сеть объединяет 150 киосков в нескольких городах страны, а ее оборот достиг $20 млн.
   В 1992 г., когда Татьяна и Владимир Фомины учились на последних курсах кемеровских вузов, прокормить семью на стипендию было невозможно. Вместе с однокурсниками супруги создали компанию “Байт” и стали пробовать себя в разных направлениях — торговали продуктами питания, компьютерами, изготавливали печати и штампы, оказывали рекламные услуги.
   Бизнес развивался хорошо, и в 1994 г. Фомины поехали в Москву, чтобы найти поставщика компьютеров “Байту”. В перерыве между переговорами они зашли пообедать в McDonald`s: “Мы поразились развитию заведений быстрого питания в столице. В то же время в родном Кемерове старые столовые закрывались, быстро и недорого поесть было негде”, — вспоминает Фомина. Вернувшись в Кемерово, супруги решили попробовать заработать на продаже бутербродов.
   Ассортимент первого павильона, открывшегося в августе 1995 г. на одной из центральных площадей Кемерова, был небольшим, всего четыре вида бутербродов, которые готовились на глазах у покупателей. Недорогие бутерброды, по 3,5 руб. за штуку, быстро завоевали популярность среди студентов. К концу 1995 г. киоск продавал 3000 бутербродов в месяц.
   Чтобы удовлетворить возрастающий спрос супруги решили открыть производственный цех, а в киосках продавать только готовые бутерброды. Когда летом 1996 г. киосков стало восемь, предприниматели поняли, что их надо объединить под одним названием. Татьяна Фомина, историк по образованию, вспомнила устаревшее значение слова “подорожник” — пирожок, закуска, взятая в дорогу, — это полностью соответствовало концепции небольшой сети.
   Рецептуру новых бутербродов часто предлагали сами покупатели — в каждой торговой точке Фомины завели книги отзывов и предложений. Разработав собственную рецептуру, технологи сети стали требовать от поставщиков более высокого качества компонентов. “Качество закупаемой колбасы, майонеза всегда было нестабильным, и это отражалось на качестве бутербродов, но производить все самим мне казалось невозможным”, — рассказывает Фомина. Эксперименты с собственным производством начались с покупки двух подержанных печей — благодаря собственным булочкам бутерброды стали вкуснее. Затем стали производить собственный майонез, для этого приобрели специальный миксер. Приобретенный опыт вдохновил Владимира на собственное производство и других компонентов.
   За несколько лет серьезных конкурентов в Кемерове у “Подорожника” не появилось — местные предприниматели предпочитали открывать кафе в помещениях; после кризиса многие из них закрылись, а для московских сетей фаст-фуда Сибирь находится слишком далеко.
   В конце 1998 г., спокойно пережив кризис, “Подорожник” отправился завоевывать соседний Новокузнецк и райцентры Кемеровской области — Ленинск-Кузнецкий, Белово, Прокопьевск, а в 1999 г. компания вышла и за пределы области, открыв предприятие в Новосибирске. В 2001 г. при увеличении сети с 60 киосков до 80 годовой оборот компании увеличился вдвое — с $2,5 млн до $5 млн.
   В конце 2003 г. “Подорожник” неожиданно объявил об открытии 10 киосков в Санкт-Петербурге, в 4000 километрах от Кемерова. В конце 2003 г. Фомины выкупили 10 киосков у “Петрохолода”, а в начале этого года построили комбинат по производству компонентов. Большинство киосков находятся у станций метро, расположенных вдали от центра города, к тому же пострадавших в результате “размыва”. Сеть стала набирать популярность только в прошлом году, когда пострадавшие станции метро заработали в полную силу, но пока петербургский филиал приносит только около 5% оборота всей компании.
   Сейчас сеть “Подорожник” насчитывает 150 точек в нескольких городах России и ежедневно обслуживает около 40 000 человек. Для сравнения: в сети McDonald`s в России 130 кафе, сеть “Крошка-Картошка” состоит из 100 точек, из них 85 — уличные киоски. В ассортименте “Подорожника” — 40 наименований бутербродов, салаты, напитки. Сеть продает около 2 млн бутербродов в месяц. Оборот компании достиг $20 млн в год.
   В настоящее время Фомины ищут партнеров, которые согласятся развивать “Подорожник” в Москве. Руководители столичных сетей быстрого питания скептически относятся к этому начинанию, поскольку московский рынок уже поделен между существующими игроками. Но у супругов Фоминых есть и запасной вариант — в ближайшие два года они планируют начать развитие сетей в Омске и Томске. Летом этого года первые “Подорожники” должны появиться в Красноярске.