06.04.2005  Страховщики обратили внимание на малый бизнес

   Российские страховщики, поделив риски крупных предприятий, обратили взоры на малый бизнес. Об интересе к страхованию малых и средних предприятий в последнее время заявляет все больше страховых компаний. Специализированные продукты есть, например, у “Страхового дома ВСК”, “РОСНО”, “УралСиба”. В феврале специальную программу запустила “Ренессанс Страхование”. Новая программа “Ингосстраха” по страхованию малого бизнеса будет готова к июню.
   Пока страхование “малышей” развивается слабо — у компаний мало денег, а у страховщиков в этом сегменте высокие издержки. По независимым оценкам, объем рынка страхования малых предприятий — $300 млн в год, к 2010 г. он может удвоиться. Повышенный интерес к этому рынку объясняется тем, что рынок крупных клиентов поделен.
   Как обстоят дела со страхованием “малышей”, пыталась выяснить компания “Ренессанс Страхование”, которая провела опрос руководителей 304 российских компаний с годовым оборотом менее 100 млн руб. и количеством персонала до 50 человек. Результаты оказались оптимистичными — 59% опрошенных компаний уже пользуются услугами страховщиков.
   Согласно исследованию, наиболее распространенная услуга — полис ОСАГО, этим видом страхования пользовались 39% опрошенных. На втором месте по популярности оказались страхование имущества и добровольное медицинское страхование (по 26%), страхование оборудования (18%) и ответственности перед третьими лицами (15%). Инициатива заключить договор страхования в 67% случаев исходит именно от малых предприятий.
   Однако работать с малым бизнесом страховщикам тяжело. По словам специалиста страховой группы “УралСиб” Александра Сердюка, малые предприятия экономят буквально на всем: “Основные затраты у них — это аренда, а вопросы страхования находятся далеко не на первом месте, если не на последнем”.
   Руководитель центра продаж юридическим лицам “Страхового дома ВСК” Роман Фролов из “Страхового дома ВСК” объясняет оптимистичные результаты исследования тем, что малый бизнес часто заключает договор по требованию своих партнеров — арендодателей, лизинговых компаний, банков. “Малые предприятия часто знакомятся со страхованием не по доброй воле, зато узнают правила игры и учатся работать со страховщиками”, — говорит заместитель начальника управления страхования имущества “Ингосстраха” Дмитрий Станин. По мнению проектного менеджера консалтинговой компании “Принстон Партнерс Групп” Сергея Телесюка, малые предприятия часто воспринимают страхование как налог.
   По утверждению страховщиков, страхование малого бизнеса — тяжкий труд. По словам директора центра имущественного страхования “РОСНО” Андрея Плешивцева, издержки здесь выше, чем при страховании крупных компаний. Страхование малого бизнеса продается агентами и мало чем отличается от страхования физлиц, поэтому для продаж требуется разветвленная агентская сеть и упрощенный продукт.
   По оценкам департамента маркетинга “РОСНО”, объем рынка страхования малых и средних предприятий составлял в 2003 г. $402 млн, в 2004 г. — $530 млн. А по оценкам Телесюка из “Принстон Партнерс Групп”, объем рынка страхования “малышей” без учета налогового планирования составляет сейчас около $300 млн в год. “К 2010 г. он может вырасти до $600 млн”, — прогнозирует Телесюк.