05.04.2005  Независимых АЗС становится все меньше

   Доля независимых сетей АЗС на российском рынке розничной торговли нефтепродуктами неуклонно снижается. Эксперты считают, что если антимонопольное законодательство не изменится, через несколько лет весь топливный рынок будет занят вертикально интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК).
   Нефтетрейдерам, не связанным с ними, становится все сложнее побеждать на аукционах, где распределяются земельные участки под новые АЗС. А уже существующие заправки они вынуждены продавать тем же ВИНК – собственники нефтеперерабатывающих мощностей имеют возможность диктовать свои условия на рынке.
   Самым ярким примером сложившейся ситуации являются мартовские аукционы по распределению земельных участков под АЗС в Санкт-Петербурге. Несмотря на протесты местных независимых нефтетрейдеров, 30 участков получил в аренду ЛУКОЙЛ, 5 – "Сибнефть", еще 1 участок достался Shell. Единственным независимым нефтетрейдером, выигравшим аукцион на пять участков, стала компания "Севзапнефть". По нескольким участкам торги так и не состоялись: в расчете на интерес крупных компаний городские власти завысили их начальную цену.
   Такими же целями – привлечением крупных нефтяных компаний – руководствуются при распределении земли под АЗС практически все региональные власти. Определенная логика в этом есть: только ВИНК могут гарантировать серьезные инвестиции и в собственные АЗС, и в местную экономику. Их заправки по уровню сервиса и количеству услуг все больше приближаются к мировым стандартам и вносят, таким образом, свой вклад в имидж любого города или региона. Кроме того, крупные компании обеспечивают относительно надежное качество нефтепродуктов на своих заправках, чего нельзя сказать о мелких и средних независимых сетях АЗС и даже о некоторых франчайзинговых компаниях.
   Положительный экономический эффект от вхождения в ВИНК очевиден: по словам представителей нефтяных компаний, прибыль АЗС после перехода под флаги любой из ВИНК увеличивается на 15-20%. Связано это не только с появлением известного брэнда, но и с целым комплексом дополнительных услуг, которые по западному образцу развивают на своих заправках все крупные российские компании.
   Впрочем, у этого процесса есть и отрицательные стороны: эксперты отмечают, что рынок розничной торговли ГСМ все больше монополизируется. Мелких (одна-две АЗС) торговцев практически не осталось, а средние и крупные постепенно скупаются ВИНК, которые и диктуют цены на топливо.
   Еще несколько лет назад розничный рынок нефтепродуктов в России был более хаотичным. Крупные нефтекомпании интересовались им лишь потому, что им нужно было сбывать продукцию, производимую на входящих в их состав НПЗ. Цены на топливо на внутреннем рынке были таковы, что экспорт нефти был намного выгоднее. Однако налоговая политика российских властей и постоянный рост экспортных пошлин заставили нефтяные компании поднимать цены и на внутреннем рынке.
   "Сегодня рентабельность розничного рынка нефтепродуктов в России сопоставима с экспортом нефти и нефтепродуктов,– говорит пресс-секретарь 'Сибнефти' Алексей Фирсов.– Рост добычи при ограниченности экспортной инфраструктуры подразумевает необходимость и целесообразность расширения внутренней сбытовой сети". Пресс-секретарь ЛУКОЙЛа Дмитрий Долгов отмечает еще один фактор, сделавший розничный рынок перспективным для крупных компаний,– растущая автомобилизация населения.