05.04.2005  Соки становятся транснациональными

   Транснациональные производители напитков начинают играть все большую роль на российском соковом рынке. Стоило владельцам петербургского сокового комбината “Мултон” продать его Coca-Cola, как конкурирующий “Нидан” отдал право продажи своей продукции на Северо-Западе непримиримому врагу Coca-Cola — PepsiCo.
   На прошлой неделе Pepsi Bottling Group стала дистрибьютором соков “Нидана” в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, рассказал директор направления соков “Нидана” Андрей Яновский. PBG будет дистрибьютором “Нидана” в так называемой традиционной рознице (несетевые магазины). В столице на этот сегмент приходится около 40% продаж соков “Нидана”. По словам Яновского, за год совместные усилия компаний позволили увеличить продажи “Нидана” в Москве на 30%. На такой же эффект глава сокового направления “Нидана” рассчитывает и в Питере. Москва и Петербург — ключевые регионы для “Нидана”: на них приходится 27% и 9% продаж компании соответственно. По словам Яновского, “компании думают о совместной экспансии” и в другие регионы страны.
   Распространение торгового альянса между “Ниданом” и PBG на один из самых привлекательных российских регионов произошло почти одновременно с покупкой крупного петербургского производителя соков — “Мултона” конкурентом PepsiCo — компанией Coca-Cola и ее боттлером Coca-Cola HBC. До последнего времени на региональном рынке “Мултон” был безусловным лидером. В 2004 г. компания контролировала 61,8% рынка Санкт-Петербурга и Ленинградской области, тогда как доля “Нидана” в регионе составила лишь 8,4%.
   Альянс с транснациональными компаниями поможет соковым производителям двигаться в провинцию, так как PepsiCo и Coca-Cola располагают там мощными дистрибьюторскими сетями, полагает директор исследовательского агентства “Бизнес Аналитика” Андрей Стерлин. “Система продаж в крупных городах у соковых производителей построена, но теперь рынок во многом будет развиваться за счет регионов”, — считает он.
   Розничные торговцы пока не склонны придавать слишком большое значение альянсу “Нидана” с PBG. “Вряд ли Pepsi будет бороться за такие же условия выкладки для "Нидана", какие действуют в отношении ее самой”, — говорит коммерческий директор группы “Виктория” (сети магазинов “Дешево” и “Квартал”) Сергей Венедесюк.