05.04.2005 Торговый дом "Перекресток" стал украинским ритейлером Торговый дом "Перекресток" купил 100% киевской розничной сети Spar. Это первый случай покупки отечественными ритейлерами профильного сетевого бизнеса в странах ближнего зарубежья. При этом, по мнению экспертов, у крупнейших российских торговцев есть все шансы стать основными игроками на рынках СНГ. ЗАО "Центр Спар Украина" основано в 2002 году. Владеет генеральной лицензией глобальной сети Spar International на Украине; управляет пятью магазинами Spar в Киеве и его окрестностях. Оборот в 2004 году составил около $40 млн. По словам гендиректора "Перекрестка" Александра Косьяненко, компания намерена инвестировать в украинский рынок в 2005-2008 годах до $200 млн. Кроме Киева, говорит глава "Перекрестка", компании интересны Харьков, Львов, Днепропетровск. На Украине "Перекресток" будет развивать собственную марку – все Spar будут переименованы в "Перекрестки" до конца года. Отечественные продуктовые ритейлеры стали пристально изучать украинский рынок год-полтора назад. Сейчас там представлены компании "Пятерочка" (франчайзинговый проект в Харькове) и "Патэрсон" (один собственный магазин в Киеве). Гендиректор "Патэрсона" Юрий Яковчик уверяет, что этот интерес не случаен: "Украина – весьма емкий рынок: 60 млн человек. К тому же близкий: расстояние от Москвы до Киева такое же, как до Санкт-Петербурга,– 800 км, в то время как до многих городов-миллионников несколько часов лета. При том что сейчас недвижимость там дешевле московской в 2-2,5 раза". В рейтинге привлекательности развивающихся рынков для торговых инвестиций GRDI`04 Украина заняла 11-е место (Россия – первое). Объем розничного рынка Киева в 2004 году составил около $1,4-1,6 млрд (16% всего украинского рынка). Для сравнения, по данным ОФГ, розничный оборот Москвы составил около $20 млрд. Около 30% киевского рынка занимают три ритейлера: Fozzy Group (сети "Сiльпо", "Днепрянка", "Фора"), "Фуршет" (36 магазинов) и "Велика кишеня" (15 супермаркетов). Сделка "Перекрестка" – первый случай покупки российскими ритейлерами зарубежных конкурентов. Компании "Эльдорадо" и "Спортмастер", работающие на Украине с 1990-х годов, покупали или арендовали одиночные магазины. А в последнее время получил широкое распространение франчайзинг. По франчайзингу в СНГ открываются магазины "Пятерочка" (Украина и Казахстан), "Спортландия" (Украина, Казахстан, Белоруссия), "Мульти" (Украина). |