04.04.2005  Тульская область: прибыльный бизнес в сфере СМИ

   В издательский бизнес бывший тульский инженер Вера Кирюнина попала случайно, но именно ей удалось создать еженедельную газету «Слобода», тираж которой достиг 118 тыс. экземпляров и вплотную приблизился к числу семей, проживающих в городе. Сейчас предприниматель пытается применить свои методы работы в масштабе всей страны.
   Стартовым капиталом начинающему предприниматели послужила последняя зарплата. Этого хватило для того, чтобы арендовать комнату 9 кв. м. В ноябре 1994 г. вышел первый номер «Слободы» тиражом 5 тыс. экземпляров. В первом же номере 16-страничной газеты было четыре полосы оплаченной рекламы. Доходы от первых трех номеров позволили полностью окупить вложения, рассчитаться с долгами и издавать газету на деньги рекламодателей. При этом тираж рос стремительно: после первого месяца работы он достиг 10 тыс. экземпляров, к концу первого года — 40 тыс., а еще через год перевалил за 60 тыс. экземпляров.
   Секрет успеха, по словам В.Кирюниной, прост: «газета должна обслуживать интересы простых людей». В середине 90-х гг. подобных газет в России не было. У британской Daily Mail была позаимствована система построения заголовков, некоторые элементы дизайна, часть рубрикатора. Героями своих публикаций «Слобода» всегда стремилась делать обычных жителей города. Кризис 98-го года «Слободе» удалось пережить практически без потерь. Тираж упал всего лишь на 10 тыс. экземпляров. До 1999 г. 80% доходов газеты приносили розничные продажи.
   В начале 1999 г. «Слобода» увеличила объем до 56 полос и перешла на цветную печать. Тиражи снова начали расти. Тогда же В.Кирюнина решила начать продавать Classifieds (небольшие рекламные объявления, сгруппированные по тематическим категориям). Мелких рекламодателей интересует не только тираж, но и содержание газеты — им важно, в какой рубрике будет размещена реклама.
   К 2000 г. тираж “Слободы” возрос до 100 тыс. экземпляров, а доходы от рекламы выросли на 70%.
   Успех «Слободы» обусловлен в первую очередь профессионализмом издателя, который сумел отразить в газете потребительские предпочтения горожан, считает Евгений Абов, вице-президент Гильдии издателей периодической печати. Сейчас в «Слободе» 40 штатных сотрудников, ее оборот в 2004 г. превысил $2 млн, из них 62% приносит реклама, а 38% — продажа газеты в розницу. Рентабельность издания по итогам прошлого года составила 30%.