31.03.2005  Страховщикам придётся поменять схожие названия

   Вчера президент союза страховщиков "Урало-Сибирское соглашение" Семен Акерман заявил, что более половины страховщиков вынуждены будут уйти с рынка после 17 июля. Закон "Об организации страхового дела в РФ" запрещает страховщикам использовать схожие наименования, а, по словам Семена Акермана, эта проблема встанет перед 80% компаний. К 17 июля они должны устранить нарушение, но как это сделать и по каким критериям выбирать компанию, которая должна отказаться от своего имени, до сих пор неизвестно.
   Страховщики регулярно оказываются не готовы к нормам, заложенным в основном их профессиональном законе "Об организации страхового дела в РФ". Так было в январе прошлого года, когда закон запретил совмещать перестрахование и страхование жизни. В итоге перестраховочный рынок полгода был парализован.
   Так было и после 1 июля 2004 года, когда вступили в силу новые требования к капиталу компаний: в результате 226 страховщиков лишились лицензий по причине недостатка капитала. "У нас на рынке одна 'холера' заканчивается, начинается другая",– считает Семен Акерман.
   По словам господина Акермана, по разным оценкам, от 50% до 80% участников рынка используют похожие названия. По данным Всероссийского союза страховщиков, в 2003 году, например, из более чем тысячи страховщиков 64 компании использовали в своем наименовании производные от слова "гарантия", столько же включили в свое название слово "полис", 7 компаний используют слово "надежда". От одного из первых коммерческих страховщиков – империи АСКО – осталось 29 компаний, уже никак не связанных между собой, однако использующих до сих пор в своих названиях материнский брэнд.
   Страховщики по-разному оценивают масштабы проблемы. "Компаниям действительно придется решать проблемы схожести названий,– говорит президент НСГ Юрий Решетняк,– но это не значит, что придется уйти с рынка ". Руководитель юрдепартамента "Энергогаранта" Виктор Абрамов надеется на мирное решение вопроса: "Страховщикам-'тезкам' достаточно сесть за стол переговоров и при участии страхнадзора договориться, кому использовать наименование".
   А по мнению замгендиректора "РЕСО-Гарантии" Игоря Иванова, "в патентном бюро можно защитить, например, аббревиатуру РЕСО, а общеупотребимые слова – нельзя". "Надзор не станет отзывать лицензию у страховщика с тысячами клиентов только потому, что у компании схожее с кем-то название",– надеется глава "Согласия" Игорь Жук.
   Компании считают, что лучшим выходом из сложившейся ситуации станут очередные поправки в закон, смягчающие норму о запрете дублирующих названий.
   В настоящий момент ни у страхового регулятора, ни у страховых компаний нет ясности по поводу того, по каким критериям будет определяться, кому из страховщиков сохранить название, а кому пройти процедуру ребрэндинга.
   При этом сам закон не предлагает специальной меры наказания страховщикам за использование схожих названий.
   Глава Федеральной службы страхового надзора Илья Ломакин-Румянцев заявил: "В случае совпадения названий мы будем запрашивать мнения специалистов в области лингвистики, патентного законодательства и юриспруденции на предмет того, нарушает ли конкретная компания закон". Если такие специалисты посчитают, что закон нарушен, страховщику будет выдано предписание, обязывающее сменить название.