29.03.2005 Лидером фальсификата на российском потребительском рынке стала обувь Роспотребнадзор подвел итоги мониторинга фальсификаций на российском потребительском рынке за девять месяцев 2004 года. В категории непродовольственных товаров одним из несомненных лидеров стала обувь. Подделки либо завозят контрабандой из Китая, либо выпускают на отечественных подпольных предприятиях. А доля нелегальных товаров составляет до 80% от объемов потребления этой продукции в России. У тех, кто обувается на рынках и в недорогих магазинах, шансов купить подлинную вещь нет. На рынках продают обычно самый примитивный вид «левака» – кое-как сшитое обувное творение сдобрено этикеткой, на которой известная марка написана с изменением одной буквы в названии. Вместо Salamandеr – Salamandra. Вместо Reebok – Rebook. Так что формально – не придерешься. Перед искушением закупить партию подделок «за копейки», а продать за сотни долларов не могут устоять и многие владельцы бутиков и модных салонов. «К сожалению, где бы вы ни купили обувь и сколько бы вы за нее ни заплатили, ни один из этих факторов не является гарантом того, что эта продукция не поддельная, – говорит председатель Российского союза кожевников и обувщиков Константин Яковлев». Откуда берутся поддельные Armani и Versace? Технология воровства очень проста. Любая обувная коллекция первым делом демонстрируется на международной обувной выставке. Здесь наготове папарацци от подпольного обувного бизнеса. Они скрыто фотографируют новинки и быстренько пускают отснятые пленки в дело. Так зачастую «левая» новая коллекция появляется в продаже раньше, чем «родная». Самые шустрые в этом деле – китайцы. Шить обувь их научили сами европейцы. Первыми, кто стал размещать заказы на китайских фабриках еще в начале 80-х, были производители спортивной обуви Nike. И долгие годы китайские фабрики специализировались на ее нехитром исполнении. К настоящему времени китайцы могут производить обувь любой сложности, и она будет соответствовать европейским стандартам качества. Они могут шить и дешевую обувь, которая развалится после первого дождя. «Сказать, что российский обувной рынок нецивилизованный – это не сказать ничего, – говорит Константин Яковлев. – В этой сфере творится полный беспредел. Ежегодно в Россию официально ввозится около 50 млн. пар и более 100 млн. пар – неофициально. Большое количество обуви в страну ввозится под видом неторгового оборота, то есть без уплаты пошлин и налогов, а затем эта обувь попадает в розницу по демпинговым ценам». Часть «серого импорта» везут челноки. Но доля бизнесменов-индивидуалов с полосатыми баулами – просто «слезы» по сравнению с контрабандой «официальной». По данным Государственного таможенного комитета (ГТК), ежедневно таможенную границу РФ пересекает из одного только Китая около тысячи транспортных средств. Они везут "сырье и комплектующие" – так говорят таможенные документы. На самом деле под видом изделий, облагаемых самыми низкими таможенными пошлинами, от 0,2 до 1,4 доллара за килограмм, в Россию везут поддельную обувь. Не отстают от китайцев и российские обувщики. По оперативным данным МВД РФ, один из крупнейших центров этого подполья находится в Ростовской области. А подпольную обувь из Ростова, не ведая того, носит каждый третий россиянин. При этом бывший обувной гигант «Ростовобувь» «лежит на боку», а его конкурент «Донобувь» тачает солдатскую кирзу. По неофициальным данным, в регионе сейчас не менее полутора тысяч обувных предприятий. Сюда входят 10 крупных конвейеров, около 200 современно оборудованных цехов и несметное число кустарных мастерских, где обувь делают в основном вручную – не более 30–40 пар в сутки. «Прежде всего это верный способ уйти от налогов, – рассказал бизнесмен Алексей, который начал свой бизнес на донской земле 12 лет назад. – Чем меньше предприятие, тем тяжелее бремя налога. В Ростове малый бизнес власть практически не поддерживает. При этом немалые средства уходят на взятки чиновникам и «крышам». Вторая причина, по которой донские обувщики предпочитают работать «под черным флагом», – непрестижность отечественных марок, в то время как модели, например, с итальянским лейблом почти всегда обречены на успех. Талдомский край Московской области издавна славен журавлями и обувщиками. Не зря на старинном гербе города журавль обут в сапоги. Правда, журавли на крайний север Подмосковья пока не прилетели, зато возле местной обувной фабрики в последнее время столпотворение. Маленький фабричный магазинчик под названием «Ваш имидж» каждый день атакуют модницы из Москвы. Их не смущает расстояние – 150 км от МКАДа. Здесь – посреди лесов и болот – вечная распродажа, и за одну пару обуви попросят гораздо меньше, чем в столичном бутике. Обувь в Талдоме шили испокон веков, специализируясь на модельных женских туфлях. Теперь здесь на современном итальянском оборудовании производят вполне конкурентоспособную обувь. Владельцы фабрики брендов не воруют: они договорились c хозяевами миланской марки Enzo Logana и открыли в Москве даже одноименный бутик. Производят бизнесмены эту обувь не то, чтобы подпольно, как ростовские мастера, но все равно – хитро обходя закон. Бедный дотационный район не получает от своего знаменитого производства ни копейки. Чтобы не платить налогов по месту нахождения, зарегистрирована фабрика где-то во Владивостоке. Все работников принимают здесь на работу на 29 дней, рассчитывают и снова принимают. По всей стране магазины и рынки завалены обувью так называемых совместных предприятий, которые делают продукцию разного качества: от откровенного ширпотреба до вполне приличных вещей. На самом деле, официальных совместных предприятий в сфере обувного бизнеса у нас в стране практически нет. «Из-за беспощадной налоговой системы иностранцы в открытую с Россией предпочитают не сотрудничать, – говорит Константин Яковлев. – Зарегистрированных по всем правилам действующего в России законодательства совместных производств только два: это нестареющая «Парижская коммуна», которая сотрудничает с различными итальянскими компаниями и шьет детскую обувь. И рязанская «Победа Октября», которая «дружит» с немцами. Все остальные – нелегальные или полулегальные». Чтобы перекрыть «левый» импорт – надо ужесточать Таможенный кодекс. Чтобы помочь отечественным обувщикам составить достойную конкуренцию обувщикам подпольным, надо пересматривать налоговую систему. Это ясно как день. Ни о чем подобном российские власти почему-то не помышляют. Но все-таки борьба за то, чтобы вывести российский обувной рынок из тени в легальную сферу у нас в стране, оказывается, ведется. Так, по крайней мере, утверждают чиновники. 17 декабря 2004 года премьер Михаил Фрадков подписал «План первоочередных мероприятий по реализации основных направлений развития легкой промышленности», в котором речь идет и о многострадальной обуви. Он обязал Минпромэнерго, МВД, ФТС и другие важные ведомства создать рабочую группу для координации действий против незаконного производства, продажи и ввоза товаров в Россию. Эта группа должна планировать спецоперации против теневых импортеров и отечественных производителей подделок. А изъятые у них товары демонстративно уничтожать, как сейчас уничтожаются пиратские компакт-диски и видеокассеты. Об итогах работы группы за первый квартал перед премьером чиновники будут отчитываться уже в апреле. Пока же ни о каких спецоперациях по обезвреживанию подпольных обувщиков и о глобальном уничтожении «левой» обуви не слышно. |