28.03.2005  Москва: обострилась конкуренция между такси и частниками

   В Москве обострилась конкуренция между частными извозчиками и таксомоторными компаниями. Сегодня, по официальным данным, по Москве передвигается порядка 4 тысяч автомобилей с "шашечками". Но до полной победы легальным таксистам еще далеко: пассажиры не готовы переплачивать за сервис.
   Водитель легального такси должен заплатить за аренду автомобиля от 1000 до 1500 рублей в день, потратить на бензин порядка 600-800 рублей и еще что-то заработать. В этом причина высоких расценок на проезд, и снижать тарифы, похоже, никто не собирается.
   Так, еще год назад в "Новом желтом такси" брали 12 рублей за километр. Сейчас ставка выросла до 15 рублей. При этом в компании есть так называемый минимальный заказ - 250 рублей: то есть даже если клиент проехал десять километров, с него берут не положенные 150, а на сто рублей больше. Как только скорость автомобиля падает ниже 5 км/ч (что в пробках случается часто), включается временной тариф – 5 рублей за минуту.
   Поездка за город - отдельная тарифная сетка. Кстати, в Москве это единственная таксомоторная компания, в которой рассчитываются по счетчику. Правда, они не совсем законны, так как налоговая инспекция не утвердила список разрешенных к использованию аппаратов подобного типа.
   Остальные компании рассчитывают стоимость проезда по спидометру, по часам или в зависимости от марки автомобиля. Проезд на иномарке стоит дороже.
   Частные извозчики экономят на аренде автомобиля, а потому могут себе позволить некоторый демпинг. Единственное, что могут противопоставить им легальные такси, - гарантированную безопасность пассажира и определенный уровень сервиса. Во-первых, перед выездом все машины лицензированных компаний проверяются и моются. Во-вторых, они оснащены рацией (это обеспечивает безопасность водителя и пассажира). Наконец, водителей отбирают строго. У них должен быть стаж вождения не менее 3 лет, они должны хорошо знать город. По инструкции, они должны обращаться с пассажиром на "вы", не курить, не включать музыку и не вступать в разговор с клиентом без его согласия.
   Впрочем, это в теории. Некоторые водители позволяют себе опаздывать, другие - слишком разговорчивы, третьи - пытаются переманить постоянного клиента, вручая ему свой номер телефона (чтобы в следующий раз пассажир мог вызвать такси минуя диспетчера).
   Но это не самое страшное. Гораздо неприятнее, когда, пользуясь незнанием дороги, с пассажира берут лишние деньги. Кроме того, не раз случалось (особенно в снегопады) ждать около двух часов выполнения заказа, а потом уже за полночь слышать в трубке оправдывающийся лепет диспетчера: "Извините, машины не будет".
   Безусловно, если бы таких накладок не возникало, горожане с большим удовольствием пользовались бы услугами легальных такси, даже несмотря на дороговизну. Но, увы, к цивилизованным отношениям перевозчики пока не готовы.