24.03.2005 Москва: участники рынка недвижимости занялись оптимизацией бизнеса Участники столичного рынка недвижимости столкнулись с кризисом роста. Некоторое время назад, когда цены на рынке недвижимости росли аномальными темпами, увеличиваясь на 40% в год, многие риэлторские компании начали расширяться, чтобы иметь возможность удовлетворить ажиотажный спрос. При этом они открывали отделения везде, где это было возможно, руководствуясь тем, что конкурент уже открыл свое отделение в этом районе. В итоге Москва столкнулась с явным переизбытком риэлторов. «Сейчас в каждом районе города присутствуют абсолютно все крупные игроки рынка плюс целый ряд мелких, никому не известных компаний, – сказал один из бывших топ менеджеров риэлторской компании, пожелавший сохранить анонимность. – Но у нас нет такого объема платежеспособного спроса, чтобы обеспечить все эти отделения работой. Компании не ожидали стабилизации на рынке недвижимости, поэтому не провели реструктуризацию во время. Теперь они столкнулись с кризисом масштаба: там просто не в состоянии управлять раздутыми штатами». Впрочем, часть компаний все же провела реструктуризацию с тем, чтобы адаптироваться к новым условиям работы. В частности, компания МИАН преобразовалась в холдинг, причем в качестве приоритетного направления деятельности она избрала девелопмент. Компания «МИЭЛЬ-Недвижимость» недавно также занялась девелопментом. Реструктуризацию провели компании «Домострой» и «Крост», разделившийся на пятьдесят частей. «БЕСТ-Недвижимость» решила пойти по другому пути: вместо реструктуризации бизнеса она предпочла принимать меры по стимулированию спроса. Так, недавно компания объявила об открытии нового направления. Цель его – оказывать гражданам содействие в получении ипотечных кредитов. Как известно, в настоящее время спрос на рынке находится на очень низком уровне, что и заставляет риэлторов искать пути привлечения клиентов. «Время, когда продавалось абсолютно все, прошло, – считает Игорь Ладычук. – Сегодня на рынке недвижимости, в том числе и на вторичном рынке, надо уметь работать». По мнению Игоря Ладычука, на рынке недвижимости свои позиции сохранят те компании, которые вкладывались в развитие технологий. Крупные же игроки пойдут по пути диверсификации бизнеса, развивая девелопмент, услуги по управлению объектами и другие. «Я бы не стала говорить, что сегодняшние изменения актуальны только для риэлторского бизнеса, – сказала генеральный директор ЗАО «Корпорация МИАН» Нина Кузнецова. – Можно посмотреть, к примеру, на сегмент торговли товарами народного потребления, где точно так же происходят корректировки сетевой активности. При этом никто не отказывается от сетей. Просто идет пересмотр их формата, месторасположения, применяемых технологий. Все это абсолютно естественные процессы. Происходит сдвиг от увеличения количественного присутствия на рынке к повышению качества предоставляемых услуг». По мнению заместителя генерального директора компании «Русский дом недвижимости» Юрия Хлестакова, впрочем, ничего страшного пока на этом рынке не происходит: «Работы на рынке хватит всем. Другое дело инвесторы. На них кризис масштаба действительно отразится». |