24.03.2005  Санкт-Петербург: ритейлеры прогнозируют переход торговых сетей на безналичный расчет

   Расчеты по пластиковым картам - направление, которое розничные торговцы Петербурга только начинают осваивать. Ритейлеры прогнозируют, что в ближайшие годы ситуация кардинально изменится. Профинансируют долгожданный прорыв отнюдь не торговые сети, а банки, заинтересованные в увеличении числа платежей по своим картам.
   За рубежом подавляющая часть расчетов в магазине проводится в безналичном виде. Петербургские торговцы в последнее время тоже начали активно осваивать данный вид расчетов. Во многом этот процесс связан с развитием в Северной столице крупных ритейловых сетей. За последние два-три года в городе построено несколько десятков магазинов разных форматов, соответствующих зарубежным стандартам. К развитию бизнеса в Петербурге приступили как ведущие национальные операторы ("Патэрсон", "Перекресток", "Рамстор", "Виктория"), так и зарубежные - Metro, Real, Obi, Auchan, Carrefour.
   Кроме того, существуют и сильные местные сети, которые также многое заимствуют из иностранного опыта - "Лента", "О'кей", "Пятерочка", "Находка". На российскую почву с небольшими изменениями переносятся все западные технологии: от методов построения отношений с поставщиками и формирования ассортимента до устройства торговых залов. Относится это и к автоматизации, одному из самых мощных резервов по сокращению издержек в розничной торговле. Однако такое направление, как расчеты по банковским карточкам, развивается пока гораздо медленнее других.
   В Москве по карточкам приобретают товары 10 процентов от числа покупателей, а в регионах - всего лишь 2-3 процента, говорит финансовый директор сети "Патэрсон" Андрей Кленин. Однако он отмечает, что число таких покупателей растет. В "Ленте", как утверждает руководитель отдела денежных средств компании Алла Евстигнеева, продвинутых посетителей 3%. Столь низкие показатели обусловлены целым рядом факторов, главный из которых - неумение петербуржцев работать с карточкой как с полноценным платежным средством. Число владельцев пластиковых карт в Петербурге перевалило за несколько миллионов, однако подавляющее большинство из них используют карты лишь для снятия наличных в банкоматах. Кроме того, практически не развит сектор кредитных карт. В то время как в развитых странах и банки, и торговцы предпочитают работать именно с кредитками, благодаря которым они могут заработать на одном покупателе больше, нежели в ситуации, когда карточка служит обычным кошельком.
   Определенную роль в том, что платежи по картам не получили пока широкого распространения в России, играет и несовершенство российского законодательства. Например, в 2003 году вступили в действие схемы упрощенного налогообложения для малого бизнеса, к которому можно отнести и небольшие сети, а также отдельные магазины. Но определение розничной торговли было составлено таким образом, что под него не попали сделки купли-продажи товаров, осуществляемые с помощью карточек. В итоге многие торговцы были вынуждены выбирать: или расторгнуть договор с банком и отказаться от безналичных расчетов, или же организовывать раздельный учет операций, осуществляемых за наличный расчет и через карточки.
   По мнению менеджеров сетевых компаний, главной причиной является то, что товарооборот, идущий через сети, пока не достиг критических объемов. По данным комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Петербурга, через продовольственные сети в 2004 году в Северной столице прошло около 50-60% всех продаж, то есть почти $9 млрд. Однако эксперты указывают цифры, что в развитых странах через сети продается около 80-90% продовольствия. В Петербурге же до сих пор значительная часть продуктов питания проходит через сельскохозяйственные рынки, ларьки и магазины, работающие в устаревшем формате "у дома". Впрочем, по оценкам участников рынка, в ближайшие два-три года в крупных мегаполисах, в частности в Москве, Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, ситуация изменится. Заинтересованы в этом не только сами ритейлеры, но и банкиры. Об этом говорит хотя бы тот факт, что банки-операторы уже сейчас берут на себя расходы по закупке в петербургские сети POS-терминалов и другого оборудования для расчета по "пластику".
   Ритейлеры тоже несут расходы в виде комиссии банку, но, как объясняет Андрей Кленин, готовы идти на эти издержки, поскольку это повышает лояльность покупателей к сети.
   На начальном этапе проекта "Лента" столкнулась с проблемами в документальном оформлении расчетов по картам из-за низкой дисциплины работников, говорит Алла Евстигнеева. Для этого организован учебный центр, в котором проводятся занятия по совершению торговых операций с использованием тестовых банковских карт. Рано или поздно, по мнению экспертов, в России должна появиться и такая форма партнерства между банком и сетью, как выпуск совместных карточек.
   Выгода сторон при таком подходе очевидна: банк выдает покупателю кредитку и зарабатывает на процентах, а сеть, в свою очередь, предоставляет держателю карты скидку, чем повышает его лояльность к своим магазинам. В России уже есть успешные примеры такого сотрудничества, но их число чрезвычайно мало. Объясняется это просто: в России пока отсутствуют крупные торговые сети, ради которых банкам было бы интересно запускать такие проекты.